Поддерживать позитивные отношения с коллегами важно, поскольку это может стать прочной основой для карьерного успеха. Но стоит приложить дополнительные усилия, чтобы найти взаимопонимание с непосредственным руководителем. Стать профессионалом, соблюдать иерархию, быть готовым помочь руководителю – лучшие способы завоевать его доверие.
Психология рабочих отношений с начальством и коллегами
Отношения «руководитель – подчиненный» относятся к первичным межличностным отношениям, структурированным организацией. Они выступают одним из наиболее важных коммуникационных аспектов корпоративной жизни, так как определяют удовлетворенность работой, идентичность с компанией, приверженность коллективу. В частности, качество общения руководителей с подчиненными, обмен информацией напрямую связаны с показателями доходов и производительности в целом.
Процессу способствуют несколько факторов. К ним относятся межличностное доверие, использование невербальной коммуникации, культурные различия между партнерами. Доверие – это позитивные ожидания относительно поведения других людей, основанные на ролях, отношениях, опыте и взаимозависимости.
Психологи выделяют три основные области организационного доверия:
- точная и своевременная информация;
- объяснение принятых решений;
- адекватная и своевременная обратная связь, которая при необходимости подскажет, как наладить отношения с начальником.
Почему важно взаимопонимание с руководством
- вы почувствуете удовлетворенность работой, получите поддержку коллег, а когда появятся новые интересные проекты, есть все шансы, что вас пригласят принять в них участие;
- вы сможете обсуждать со своим менеджером вопросы, вызывающие озабоченность или неудовлетворенность в коллективе;
- могут быть и долгосрочные выгоды. Например, положительная рекомендация при переходе на более высокую вакантную должность. Вас отметят как лояльного компании сотрудника;
Однако есть огромная разница между тем, чтобы быть офисным подхалимом, и тем, чтобы поддерживать хорошие отношения с начальником. Вот несколько простых шагов, чтобы привлечь и удержать босса на своей стороне.
- Разберитесь в поставленных перед вами задачах. Для начала сосредоточьтесь на точном выполнении должностных обязанностей. Это поможет в дальнейшем вносить предложения, которые могут повысить эффективность работы. В то же время будьте готовы мыслить независимо. У вашего руководителя не всегда есть время или энергия на микроуправление. Нет лучшего способа наслаждаться хорошими отношениями с боссом, чем грамотно выполнять свою работу, не спрашивая указаний.
- Стремитесь превзойти намеченные цели. В бизнесе важны результаты, и превышение поставленных целей при сохранении высокого качества работы всегда будет основой взаимопонимания. Подумайте о том, как расширить объем услуг, автоматизировать отчеты, повысить качество клиентского сервиса. Успехи отдела – это лучший способ, как наладить отношения с начальством.
- Будьте готовы оказаться в нужное время в нужном месте. Никто не ожидает, что вы будете работать допоздна каждый вечер или проводить выходные в офисе. Но руководитель должен знать, что при необходимости вы сможете задержаться или сделать больше, чем предписано должностной инструкцией.
Не ждите, пока вас попросят. Протяните руку помощи коллеге, который испытывает трудности с большой нагрузкой, или добровольно придите на работу пораньше в пиковый период. Ваш вклад не останется незамеченным. - Демонстрируйте готовность осваивать новые методы. Став более продуктивным и ценным сотрудником, вы снимете часть нагрузки со своих коллег, так что это беспроигрышный вариант во всех отношениях. Особенно, если у кого-то из сотрудников не складываются отношения с начальником.
Имея за плечами смежные навыки, предложите поделиться тем, чему вы научились. Участие в программе наставничества позволит посещать корпоративные совещания, сблизит с руководящим составом компании. Вы станете на ступеньку ближе к своему боссу. - Проявляйте уважительность и лояльность. Даже если ваш начальник придерживается неформального стиля управления, никогда не упускайте из виду тот факт, что он выше вас по должности. Уважайте это старшинство. А если у вас есть претензии к руководству, всегда выясняйте их наедине, не поднимайте проблему открыто перед коллегами, не подрывайте авторитет руководителя.
Это универсальные лайфхаки. Их можно использовать везде, где есть уровень общения «подчиненный – руководитель». И хорошие отношения с начальством гарантированы.
Читать по теме: Как принять сложное решение?