По итогам народного голосования в одной книжной сети словом 2025 года стало «тревожность». Кроме того, зумеров назвали «самым проблемным поколением». WOWPROFI.ru решил разобраться, так ли и что делать. За помощью редакция обратилась к постоянного эксперту WOWPROFI.ru, руководителю московского региона Ассоциации Профориентологов Ирине Жуковой.
Накануне появилась новость о том, что зумеры признаны самым проблемным поколением. На это сильно влияет тревожность. Сталкиваетесь ли вы в своей работе с ростом тревожности у подростков?
Я бы сказала так: это не проблемное поколение, а поколение с перегруженной нервной системой.
Тревожность у подростков действительно выросла. Не потому, что они слабее, а потому, что выборов стало больше, ошибок «якобы нельзя допускать», требования взрослых высоки и часто противоречат друг другу, а ответственность за решения перекладывается на очень ранний возраст — начиная с выбора профильных классов в 13 лет.
Часто запрос звучит как «мне страшно ошибиться», но за этим почти всегда стоит другое:
- «я боюсь разочаровать»
- «я не понимаю, что со мной происходит»
- «я не знаю, как правильно».
В профориентации мы сталкиваемся с этим постоянно. Поэтому для нас принципиально важно быть на стороне подростка, а не системы рейтингов, ожиданий и родительских амбиций.
Хорошая профориентация снижает тревожность. Плохая — усиливает её.
Сильно ли влияет на тревожность необходимость выбора профессии?
Да, и влияет гораздо сильнее, чем принято думать.
При высоком уровне тревожности выбор профессии перестаёт быть выбором — он становится попыткой срочно снять напряжение. Подросток выбирает не «что мне подходит», а «где меньше страшно», «где точно скажут, что я молодец», «куда меня точно возьмут и я не ошибусь».
Формально выбор сделан, а по факту тревожность никуда не делась. Она просто откладывается до первого курса, первой сессии или момента осознания: «я вообще не про это».
Поэтому в профориентации мы никогда не начинаем с вопроса «кем ты хочешь быть». Сначала мы работаем с состоянием. И только потом выбор профессии становится осознанным, а не защитным.
Проще говоря: спокойный подросток выбирает профессию или направление обучения, тревожный — выбирает спасательный круг.
Правда ли, что профориентолог — это в том числе и психолог? Применяете ли вы в своей работе методы психологии?
Хороший профориентолог не обязан быть клиническим психологом, но он точно не может быть вне психологии.
Как минимум он должен разбираться в возрастной психологии и понимать, что в 9, 12, 15 и 18 лет — это абсолютно разные люди с разными задачами, страхами и способами взаимодействия с миром. И говорить с ними, поддерживать и требовать нужно по-разному.
Отдельный важный пласт — работа с тем самым напряжением «в воздухе» между родителями и подростком. Оно редко проговаривается вслух, но почти всегда присутствует. И если специалист этого не чувствует и не умеет с этим работать, профориентация превращается в переговоры без переводчика.
При этом роли важно не смешивать. Профориентолог — не замена психологу и не место для решения глубоких психологических проблем. Каждый должен заниматься своим делом. И если мы видим, что подростку или семье нужна поддержка психолога, мы обязательно это обозначаем и рекомендуем подключить специалиста. Это не слабое место, а нормальная профессиональная этика.
Методы психологии мы действительно применяем, но не ради терапии, а ради эффективности — чтобы подростку было безопасно, чтобы он мог думать, сомневаться и говорить честно, а не «как надо».
Портал WOWPROFI.ru создан для того, чтобы помогать молодым людям опередлиться со своей будущей профессией. Специально для этого проводится онлайн-форум #СделайШагвБудущее.
