Как строить отношения с коллегами и быть успешным в командной работе?

Навык коллективного сотрудничества для одних видов деятельности выступает как важный, для других – как обязательный. Успех в отношениях с коллегами по работе складывается через проявление заинтересованности, уважение к чужому опыту, стремление быть полезным.

Не слышать, а слушать

Действенным приемом является активное слушание. Практиковаться можно во время совещаний или неформальных встреч. Когда коллега делится своими идеями или опасениями, кивайте, поддерживайте зрительный контакт, перефразируйте его замечания. Демонстрируйте заинтересованность: «Я понимаю, что вы имеете в виду, идея подойти к проекту с другой стороны поможет не сорвать сроки».

Базовые техники активного слушания, формирующие хорошие отношения с коллегами по работе, включают:

  • поддакивания без перебивания;
  • открытые вопросы, поддерживающие продолжение беседы;
  • эмоциональное присоединение через «эхо», то есть, повторение фраз, связанных с приятными для коллеги моментами.

Кроме того, можно копировать жесты, эмоции, мимику, динамику и темп речи.

Как строить отношения с коллегами и быть успешным в командной работе?

Сопереживание и понимание как способ наладить отношения с коллегами

В значимой ситуации поставьте себя на место другого человека и постарайтесь понять его чувства и потребности. Признайте, что у каждого есть уникальные проблемы. Сочувствуя, вы создаете атмосферу поддержки, главное, чтобы это не переходило в жалость, не уличало другого человека в беспомощности.

Например, если напарник нервничает из-за того, что не успевает со сроками сдачи отчета, выразите действенное понимание ситуации: «На прошлой неделе у меня тоже была запарка. Остались кое-какие материалы. Может, тебе помогут мои черновики и шаблоны презентации?». Даже если помощь не пригодится, участие и проявленная эмпатия запомнятся на уровне положительных ассоциаций и сгладят напряженные отношения с коллегами.

Эмпатия не ограничивается официальными отношениями. Проявляйте сочувствие в повседневном общении, в непринужденных беседах во время обеденного перерыва, по дороге домой.

Позитивная обратная связь

Этот аспект поддерживает у людей мотивацию, закрепляет желаемое поведение, формирует чувство личной безопасности в коллективе.

Развитие навыка требует внимания к своим словам. Давая положительный отзыв, уточняйте, какие действия или качества вы хвалите. Общие восторженные слова могут быть восприняты как демагогия или лесть. А фраза: «Как быстро ты справляешься с формулами в Excel!» показывает осознанный подход к оценке умений сослуживца.

Чтобы наладить отношения с коллегами по работе, похвала должна следовать как можно ближе к событию или поведению. Или оценивать действие, которое было значимым для другого: «Помнишь твой ответ шуткой на замечание во время выступления? Мне очень понравился такой выход из ситуации, все расслабились и напряженная обстановка ушла».

Критикуя, используйте «метод бутерброда», когда критика сочетает положительные оценки с замечаниями. «Вы грамотно ведете журналы проверок. Еще бы сделать указатели по периметру покрупнее. Или разноцветными, как при входе – мимо них не пройдешь!» Такой подход помогает сгладить негативную информацию, гарантирует ее адекватное восприятие при напряженных отношениях с коллегами.

Если в команде конфликтный сотрудник

Сталкиваясь с коллегой, легко идущим на конфликт, важно не поддаваться на манипуляции. Лучший способ – спокойное поведение. Ищите точки соприкосновения, области согласия, общие цели. Это создаст ощущение единства и отвлечет внимание от токсичной ситуации.

«Скоро начнется совещание, помоги прикинуть, какие объемы продаж запланировать на следующую неделю, у тебя это хорошо получается» – и вот вы уже вернулись к работе, отвлеклись от негатива. Так постепенно закрепляются правильные отношения с коллегами, создающими токсичную обстановку в коллективе.

Постоянно работайте над собой

Поразмыслите, как вы реагируете на эмоции и переживания других людей? Оцените, являются ли ваши ответы чуткими, но ненавязчивыми, и есть ли возможности для улучшения. Когда члены команды чувствуют понимание и поддержку, они будут работать слаженно и сообща. В такой обстановке хорошие отношения с коллегами по работе будут складываться естественным ходом событий.

Читать по теме: Баланс между работой и жизнью: как его достичь?

Рекомендуем

Генный инженер

Генный инженер

Генный инженер – это специалист, занимающийся манипуляциями с генетическим материалом организмов с использованием биотехнологий для достижения определенных результатов в области науки и медицины.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

к подготовиться к профессиям с высоким уровнем стресса
Как подготовиться к профессиям с высоким уровнем стресса

В этой статье рассмотрим основные аспекты подготовки к работе в стрессовых условиях. Обсудим методы повышения устойчивости, организации рабочего пространства, управления временем и поддержания психологического здоровья.

Как построить карьеру в политике
Как построить карьеру в политике

Данная статья предлагает практический взгляд на формирование политической карьеры, опираясь на реалии российской действительности.

Как договориться с работодателем о гибком графике работы
Как договориться с работодателем о гибком графике работы

В статье рассмотрим, как провести переговоры с работодателем, чтобы получить возможность работать в гибком графике. Вы узнаете, на что обратить внимание до встречи с начальником, как говорить о преимуществах так, чтобы это услышали, и что делать, если встречаешь непонимание.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны