Как показывают исследования, 54% россиян предпочитают искать работу через знакомых, в том числе бывших коллег. При этом среди респондентов старше 35 лет около 61% считают такой способ трудоустройства наиболее эффективным. Действительно, нетворкинг позволяет расширить личные и профессиональные связи, получить полезный совет и новые знания.
Нетворкинг – калька с английского слова «networking», которое в прямом значении переводится как сеть. В переносном смысле термин обозначает налаживание рабочих связей.
Категории профессиональных сетей
- Оперативная. Относится к удовлетворению насущных потребностей. Это когда происходит обращение к знакомым напрямую с целью выполнить поставленную задачу. Например, менеджер по кадровому делопроизводству звонит знакомому программисту 1С, когда не может исправить ошибку во внесенной информации.
- Персональная. Эта форма связана с личным продвижением по карьерной лестнице. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» – это прямая ссылка на важность межличностных связей.
Многие профессионалы в какой-то момент своей карьеры испытывают синдром самозванца, который заставляет чувствовать себя человеком, ничего не понимающим в работе. Иметь связь, которая поддержит и подтвердит профессиональную грамотность, невероятно ценно. - Стратегическая. Предполагает нечто большее, чем простое установление связей. Это подход, который требует целенаправленной работы. Например, вы хотите продвигать проект вперед. Для этого понадобятся заинтересованные стороны. Чтобы их привлечь, нужно убедить всех в важности направления работы и гарантировать, что участники получат отдачу от инвестиций.
Базовые преимущества нетворкинга
- Самой большой ценностью расширения сети является рост количества упоминаний имени в профессиональных кругах. Когда люди будут говорить о вашем опыте, появятся новые возможности, кто-то будет готов поручиться за вашу трудовую этику и знания.
- Чем больше людей знают о вас, тем заметнее вы будете. Наладьте достаточное количество связей, и не успеете оглянуться, как окажетесь лидером в профессиональном сообществе.
- Не имеет значения, насколько хороши ваши идеи, они всегда будут эффективны благодаря совместной работе. У вас есть мысль, которую вы хотите воплотить в жизнь? Поговорите с одним производителем, он направит вас к специалисту по продажам, который упомянет о вашей идее своему другу-маркетологу. И вот уже есть целая команда, готовая присоединиться к работе.
Несколько историй из жизни
- Анастасия работает учителем три года и готовится переехать в другой город по семейным обстоятельствам. Она никого там не знает, но одна из ее подруг по университету, Дарья, раньше жила в этом городе. Анастасия обращается к Дарье, которая поддерживает отношения с учителями со своей прежней работы. Даша рассказывает Александру о переезде Анастасии. Он, в свою очередь, сообщает ей, что только что построенная школа в новом микрорайоне города активно набирает учителей. Анастасия обращается к директору, используя связи Дарьи в качестве рекомендации. И ее приглашают на собеседование.
- Стоя в очереди за кофе и мороженым в перерыве хоккейного матча, Наталья подслушивает, как женщина, стоящая перед ней, комментирует, насколько некрасива новая форма игроков. Девушка смеется и соглашается с женщиной, говоря, что ее уволят, если она предложит эти цвета директору по маркетингу. Женщина спрашивает, в какой дизайнерской компании работает Наталья. Как оказалось, женщина также работает дизайнером. Они обмениваются контактами и встречаются на следующей неделе.
- Станислав работает торговым представителем, но у него есть мечта – стать разработчиком и веб-дизайнером. Он раньше работал с Марией, которая сейчас менеджер по продажам в региональной торговой сети. Однажды Мария встречается с бренд-маркетологами, и один из них сетует, что он никак не могут найти разработчика для нового сайта. Мария рекомендует Стаса как ответственного человека. Станислав может использовать работу с этим брендом в качестве отправной точки для реализации своей мечты о новой профессии.
Карьерный нетворкинг может произойти в любое время и в любом месте. В нем нет жестких правил, иногда его можно развивать, даже не осознавая этого, но всегда надо стремиться к этому.
Читать по теме: Поиск работы в социальных сетях: плюсы и минусы