Любознательность, критическое мышление, способность генерировать идеи и проверять гипотезы – это проявления поисковой активности. Когнитивные, эмоциональные и социальные механизмы познавательной деятельности развивают игры, научные опыты, наблюдения, дискуссии, проекты.
Характеристики поисковой активности
Концепции механизмов поиска и обработки информации разрабатывали нейрофизиологи В.С. Ротенберг и В.В. Аршавский.
- Поисковая активность – это сложный когнитивный процесс. Она обусловлена внутренней мотивацией и внешними стимулами, играет значительную роль в обучении, решении проблем, адаптации к разным условиям.
- Творческо-поисковая активность включает в себя не только поиск ответов на известные вопросы, но и генерацию новых идей, использование инновационных способов. Такой процесс выходит за рамки общепринятых решений и поощряет творческое мышление. Творческо-поисковая деятельность необходима для развития креативности, оригинальности, способности мыслить нестандартно.
- Поисково-исследовательская активность относится к склонности получать знания, понимание и опыт. У детей это связано с любопытством, желанием найти ответы или решения вопросов и проблем.
Связь поисковой активности и возраста
Заслуга в установлении таких связей принадлежит российскому психологу Л.С. Выготскому.
- Раннее детство и дошкольный возраст (1 год - 7 лет). Дети исследуют окружающую среду, задействуют сенсорное восприятие, задают много вопросов. Л.С. Выготский подчеркивал значение игр, в которых ребенок примеряет на себя разные социальные роли.
- Младший школьный возраст (7-11 лет). Поисковая активность становится целенаправленной. Появляются сложные вопросы, идет поиск ответов за пределами непосредственного окружения. Через социальное взаимодействие, культурные инструменты стимулируется творческо-поисковая активность. Ребенок осмысливает информацию, вступает в дискуссии со сверстниками и учителями.
- Подростковый, старший школьный возраст (12-17 лет). Поисковая деятельность становится независимой и рефлексивной. Подростки анализируют свою идентичность, ценности, интересы. Например, различные варианты карьеры, сильные и слабые стороны, увлечения.
Развитие поисковой активности дошкольников
- Ребенку должны быть доступны игры, поощряющие исследование. Например, конструкторы, пластилин, детали для сборки. Разрешайте ему разбирать и собирать готовые игрушки, чтобы понять, как все устроено внутри.
- Прогулки на природе дают много материала для наблюдений за растениями и животными, изменениями, связанными со сменой времен года. Стимулируйте любопытство ребенка, пусть он задает как можно больше вопросов о том, что видит вокруг.
- Сочинение историй и творческое рассказывание активизирует воображение, формирует начальное понимание причинно-следственных связей явлений и событий.
Развитие поисково-исследовательской активности ребенка
- В младшем и среднем школьном возрасте актуальным становится проектный подход. Для поддержания интереса надо выбирать темы, соответствующие возрасту. Пусть ребенок объясняет, почему выбрал те или источники, книги, сайты для выполнения проекта.
- Интересны научные эксперименты, доступные в условиях школьной лаборатории или дома. Для развития поисковой активности ребенка в семье доступны элементарные опыты, например, «Свечной маятник», «Двигающаяся вода», «Несгораемые деньги». Они побуждают детей исследовать причинно-следственные связи, формулировать гипотезы.
- Логические игры и головоломки развивают критическое мышление и творческий подход к решению поставленной задачи. Тем самым закладывается фундамент поиска выхода из нестандартных ситуаций.
Поиск себя в подростковом возрасте
- Становятся востребованными проекты, которые помогают раскрыть личные интересы. Например, ведение блога, обучение игре на гитаре, участие в волонтерском движении.
- «Сократические дискуссии» полезны в качестве тренировки логического мышления. Вдумчивые беседы со взрослыми об исторических событиях, литературе обучают подростков критически оценивать информацию, формулировать мысли.
- Академическое исследование как инструмент развития поисковой активности готовит старшеклассников к выбору профессии. Условия для этого созданы в инженерных классах, школьных профильных клубах юных ученых.
Жажда поисковой активности ребенка – это путь к саморазвитию, непрерывному обучению, интеллектуальной любознательности.
Читать по теме: 7 способов провести лето с пользой