Ознакомление с основами профессиональной деятельности и формирование устойчивого интереса – это две стороны профориентации.
Знакомство с миром профессий
Уже во ФГОС дошкольного образования предусмотрено ознакомление с трудом взрослых и миром профессий, что является частью успешной социализации ребенка. Эту работу еще нельзя назвать в полной мере профориентацией, так как она не подразумевает направленного целевого воздействия.
Тем не менее, все дети с малых лет любят «играть в профессии», повторяя то, что их окружает в жизни или следуя за героями любимых фильмов. Девочки представляют себя воспитателями, продавцами, артистками, поварами, мальчики – героями космоса, военными и спасателями. Это отражает не столько личностные стремления, сколько навязанные стереотипы гендерных ролей.
В школе тема сочинений или дискуссий «Кем я хочу стать в профессии?» тоже популярна. Однако, в начальной и даже средней школе ответы на этот вопрос идут из идеализированных представлений о работе. Школьники видят себя бизнесменами, журналистами, летчиками, дипломатами, врачами, программистами. Среди модных тенденций – блогеры и влогеры.
В раннем подростковом возрасте школьные мечты – это уже отражение определенных личностных качеств, особенностей темперамента и характера. Экстраверт вряд ли захочет стать библиотекарем, а интроверт – артистом.
Формирование устойчивого интереса к профессии
Младший подростковый возраст – лучшее время, когда можно начинать формирование интереса к миру профессий. Его цель – не просто показать многообразие трудовой деятельности и направлений карьеры. Главное – найти ту сферу, в которой личные психологические особенности и возможности ребенка совпадут с возможностями профессии для реализации желаний и интересов.
Это длительный процесс, который имеет несколько этапов:
- определение в результате тестирования базового психотипа ребенка;
- выявление круга профессиональной деятельности, в которой психотип может раскрыться в полной мере;
- теоретическое ознакомление с миром профессий в ходе профориентационных бесед;
- «погружение в профессию» во время экскурсий на предприятия, общения с профессионалами, просмотра документальных и художественных фильмов;
- занятия в специальных клубах и объединениях при вузах, чтобы узнать тонкости и проблемные стороны профессий.
При успешно поставленной профориентации, например, с помощью специалистов, а также тестов, профориентационных экскурсий и профильных мероприятий, например, форума профессий #СделайШагвБудущее, который организует портал WOWPROFI.ru, к старшему школьному возрасту у молодого человека должен сформироваться четкий интерес к группе профессий или конкретной специальности.
Выстраивается следующая примерная рабочая цепочка:
- с 4 - 6 лет – игры «в профессию»;
- с 7 лет – обзорное знакомство с миром профессий;
- с 10 - 11 лет – выявление склонностей к определенной деятельности;
- с 12 лет – углубленное знакомство с профессиями, начало погружения в разнообразный мир труда;
- с 15 лет – укрепление интереса и возможный выбор профессии, введение понятия карьерной траектории.
Конечно, профориентаторы всегда учитывают индивидуальность ребенка. Главное – делать все постепенно, вовремя и с помощью специалистов. Тогда и ошибок в выборе профессии будет меньше!
Читать по теме: Профориентационные тесты: что это и для чего нужны