Голосовые ассистенты работают на основе искусственного интеллекта (ИИ). Они преобразуют речь человека в код и выполняют команду. Активно используются в маркетинговых коммуникациях, в гостиничном бизнесе, в производстве бытовой техники, банковской сфере и при предоставлении услуг.
Принцип действия голосового ассистента
Это тип программного приложения на основе алгоритмов машинного обучения, которое обрабатывает естественный язык (NLP) с помощью технологии распознавания речи. Происходит интерпретация голосовых команд и ответная реакция в виде синтезированной речи, текста, выполненного запроса.
В основе работы – набор алгоритмов, которые используют статистические модели для распознавания речевых паттернов. Алгоритмы включают глубокие нейронные сети (DNNs), скрытые марковские модели (HMM), модели гауссовой смеси (GMMs).
Голосовые боты используются в смартфонах, интеллектуальных колонках, смарт-телевизорах, девайсах («умные» часы, фитнес-браслеты), системах «умного» дома, автомобилях, стационарных компьютерах. Самые популярные голосовые помощники: Сири (Apple), Google Assistant, Алекса (Amazon), Яндекс Алиса, Маруся.
В каких сферах бизнеса используются «умные голосовые помощники»?
«Сбербанк» разработал собственного голосового помощника SberAssistant. Он помогает клиентам управлять финансами, совершать платежи и получать информацию о банковских услугах.
Бренды внедряют голосовых помощников, чтобы предоставлять клиентам персонализированный опыт, предлагать акции и скидки. Например, магазин косметики Sephora разработал бота Sephora Virtual Artist. Он помогает покупателям примерить макияж и дает персональные рекомендации.
«Вера» от Beeline помогает клиентам управлять мобильными счетами, проверять баланс, пополнять счета и подбирать оптимальный тариф. «М. Видео-Эльдорадо» использует для аналогичных целей «Машу», которая облегчает покупку в Интернете, дает информацию о товаре, отвечает на вопросы.
«Газпром нефть» запустила корпоративного голосового помощника «Нефти». Он проводит вводное адаптивное обучение новичков, предоставляет информацию о политике и процедурах компании, помогает в управлении оборудованием и помещениями.
Страховая компания Liberty Mutual Insurance использует «Siri для Liberty Mutual», который помогает клиентам получать котировки, принимает сообщения о претензиях и дает ответы на вопросы, связанные со страхованием. А автомобильный «BMW Intelligent Personal Assistant» может управлять климат-контролем, навигацией и развлекательными системами авто.
Плюсы и минусы голосовых ассистентов
- удобство и экономия времени, команды можно отдавать, не отвлекаясь от основных дел;
- персонализация, настройка в соответствии с личными предпочтениями;
- доступность для людей с ограниченными возможностями;
- интеграция со множеством устройств и сервисами;
- нарушение конфиденциальности, потенциально могут записывать частные разговоры;
- уязвимость для взлома и вредоносных атак;
- неправильная интерпретация команд, могут принять за команду случайные фразы.
Читать по теме: Как использовать машинное обучение для улучшения бизнес-процессов?