Помимо того, что Россия – страна многонациональная, во многие вузы поступают студенты из дальнего зарубежья. С одной стороны, это дает возможность молодежи познакомиться с новой культурой, подтянуть знания языков, расширить связи. С другой – возможны случаи недопонимания из-за стереотипов и национальных различий.
Страны, национальности, языки…
По данным аналитических агентств, в 2022 – 2023 учебном году в российских вузах обучалось 356 000 иностранных студентов. С 2018 года их число увеличилось на 18%.
Среди лидеров следующие учебные заведения: Высшая школа экономики, РУДН, МГУ им. Ломоносова, Московский педагогический университет, РГГУ, Московский энергетический институт, РЭУ им. Г.В. Плеханова. Каждый из них отметился по-своему:
- в РУДН самая обширная география охвата. Среди представленных в вузе 160 стран больше всего студентов из Вьетнама, Египта и других африканских государств, из Сирии и Ирана. Прирост иностранцев за пять лет составил 55%;
- в «Вышке» больше всего обучающихся из стран ближнего зарубежья (Казахстан Киргизия, Туркменистан, Молдова, Узбекистан) и Китая. При этом в вузе действует правило: после прохождения иностранцами адаптационного периода формировать мультинациональные группы;
- МГУ находится в лидерах по количеству иностранных студентов – около 11 000 человек. Их привлекает обучение лечебному делу и стоматологии, экономике, филологии, архитектуре, природопользованию.
Преимущества многонациональных студенческих групп
- Обучение в мультинациональном коллективе создает возможность для кросс-культурного взаимодействия и неформального общения. Это способствует формированию межкультурной компетентности, развивает навыки критического мышления и ведения диалога.
- Практика общения на иностранных языках на занятиях и вне учебы развивает навыки разговорной речи. Как известно, грамматику иностранного языка можно освоить самостоятельно. Но вот для того, чтобы общаться и воспринимать речь на слух, нужен собеседник. По данным исследования, проведенного РУДН в 2023 году, студенты, из непрофильных многонациональных групп по результатам аудирования превзошли лингвистов из моно групп.
- Шанс использовать инновационные подходы в обучении. Студенты из разных стран могут предложить привычные для их стран методики, способные обогатить российский учебный процесс. Например, во многих зарубежных вузах развита работа с кейсами. Каждая мини группа должна подобрать реальный кейс, иллюстрирующий изученный теоретический материал. Затем проходит мозговой штурм или поиск решения поставленной проблемы в ходе коллективного проекта.
- Обучение в многонациональной среде создает возможности для формирования интернациональной сети контактов. Исследования показывают, что такой нетворкинг закладывает потенциал профессиональных связей и облегчает интеграцию на международном рынке труда.
Проблемы и вызовы обучения в интернациональных группах
- Языковой барьер. Разные уровни владения языком создают препятствия для межличностного общения и понимания учебного материала. Как следствие – снижение успеваемости и дискомфорт.
- Культурные различия, которые становятся источником межличностных конфликтов и недопонимания. Герт Хофстеде, специалист по типологиям культур, считает, что напряженность вызывают различные подходы ко времени, авторитету и гендерному взаимодействию. Важно учитывать эти аспекты при организации учебного процесса.
- Социальная изоляция. Некоторые студенты испытывают трудности в установлении контактов из-за, религиозных привычек, различий в бытовом поведении или плохого знания языка. Это подчеркивает важность адаптационного периода для абитуриентов из других стран, что активно реализуется во ВШЭ.
- Стереотипы могут препятствовать формированию дружеских отношений. Предвзятости, транслируемые СМИ и социальными сетями, формируют обобщенную картину, не учитывая ценность личности. Университетам следует работать над устранением шаблонных взглядов, развивать программы повышения осведомленности.
Обучение в многонациональных студенческих группах представляет собой сложный, но полезный процесс, который требует внимания со стороны студентов, преподавателей и администрации.
Читать по теме: Как прошла приемная кампания в техникумах и колледжах в 2024 году?