«Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок — мне петь охота…». Строки из стихотворения А. Барто показывают, как сложно бывает ребенку определиться в многообразии досуговой деятельности. При выборе необходимо принимать во внимание его желания и способности, территориальную близость и финансовую доступность кружка или секции.
Отличие от других форм дополнительного образования
Современные школы кроме уроков предлагают детям большое количество дополнительных занятий. Это так называемая внеклассная работа. Те активности, к которым не имеют отношения школьная администрация и учителя называются внешкольной работой.
Ее разнообразие определяется количеством культурно-досуговых учреждений в конкретной местности. Вероятно, в большом городе таких возможностей больше, чем в маленьком поселке, где все внешкольные активности организуют 1-2 сотрудника Дома культуры.
Распространенные формы внешкольной работы
Клубы и школы чаще всего имеют социально-гуманитарную, или краеведческую направленность. Например, туристский клуб, школа юных журналистов, военно-исторический клуб.
Лаборатории и центры ближе к научным интересам, требуют технической оснащенности. Это лаборатории робототехники, автомодельного дела, компьютерных технологий, радиоэлектроники, ракетно-космического и 3D моделирования.
Студии, как правило, имеют художественно-эстетическую, творческую направленность. Например, театральная, любителей художественного слова, изобразительного искусства, дизайна, современного танца, вокальная и хоровая, росписи по дереву, моды.
Секции – это для детей, которым нужна физическая активность, спорт, движение. Среди самых популярных – секции чирлидинга, настольного тенниса, футбола, хоккея.
Конечно, это условное деление. Есть еще многочисленные кружки, объединения, отделения при комплексных центрах досуга.
Польза внешкольных занятий для ребенка:
- Развитие навыков командной работы, социализация. Даже ребенку-интроверту необходимо общение. Если в классе он находится в окружении сверстников с разными интересами, часто далекими от его, то в кружке или лаборатории ситуация иная. Здесь все увлечены одним делом, есть темы для бесед и все понимают друг друга с полуслова.
- Раскрытие талантов и склонностей. Внеклассное образование не предоставляет такого многообразия и уровня, какое есть во внешкольных занятиях. Например, в «Студии веб-дизайна» для 7-класников при Политехническом университете занятия проводят вузовские преподаватели. А как еще понять, что есть артистический талант, кроме как в театральной студии культурного центра?
- Самостоятельный выбор. Ребенку, который мечтает выступать на сцене, сложно оставаться увлеченным в кружке «Занимательная математика». А в школе распределение часто идет не по интересам, а по классам и параллелям. Досуг вне школы позволяет решить эту проблему – выбрать, то что нравится.
- Возможность быстрой смены направления. Нет необходимости согласовывать с классным руководителем или администрацией желание посещать другой кружок. Конечно, не очень хорошо бросать дело на полпути. Но зачем себя мучать, если неинтересно. Многие досуговые объединения принимают новичков в любое время, даже если основной набор идет в сентябре – октябре.
- Развитие навыков тайм-менеджмента. Если хочешь все успевать – ходить в школу, делать домашние задания, не опаздывать в секцию – придется поднапрячься. Это отличная тренировка управления временем, которая пригодится во взрослой жизни.
На что обращать внимание при выборе внешкольных занятий
- Желание ребенка. Зачастую ребенок хочет чем-нибудь заниматься, но не понимает, куда податься. Спорт полезен, но не интересен. Для изостудии не хватает талантов. Можно ориентироваться на любимый школьный предмет. Например, если легко дается биология, почему бы не записаться в «Клуб изучения местной флоры и фауны»?
- Платные и бесплатные. В одной и той же организации могут быть и те и другие. Если изокружок ведет работник досугового центра, его посещение будет бесплатным. А если в «Лабораторию 3Dмоделирования» приглашен руководитель из соседнего вуза, родителям придется вносить плату. Поэтому необходимо рассчитать силы, чтобы не прерывать занятия в середине года из-за долгов.
- Территориальная близость. Это особенно актуально, когда у школьника большая нагрузка и много занятий. Если тратить много времени на дорогу, любое интересное занятие станет в тягость. В крайнем случае, посещение кружков и секций лучше отложить на выходные.
Современного ребенка сложено представить без участия в разных внешкольных занятиях. Главное, чтоб они шли на пользу и были интересными.
Читать по теме: Школьнику нужен репетитор: как понять и что делать?