«Мягкие навыки вызывают мало уважения, но они создают или разрушают карьеры». Это слова П. Клаус, автора книги «Софт для карьериста».
Жесткие навыки, hard skills, необходимы, чтобы выполнять работу хорошо, а мягкие навыки, soft skills, дополняют их, помогают выделяться из толпы. В конце концов, каждый сотрудник должен уметь общаться и работать с другими людьми.
Чтобы понять мягкие навыки – сравните их с жесткими
Представьте, что у вас дома неполадки с электропроводкой. Вы приглашаете электрика, чтобы починить ее. Когда мужчина входит, то не здоровается, не спрашивает, куда можно поставить коробку с инструментами и грязную обувь.
По окончании работы он говорит: «Отдайте мне мои деньги». И уходит, хлопнув дверью. Между тем, специалист отлично справился со своей работой. Вы бы наняли его снова? Возможно, вы бы искали другого электрика, с развитым эмоциональным интеллектом, проявляющим клиентоориентированность.
Soft skills: какие навыки и почему они важны на работе?
Каждое взаимодействие с другим человеком – это шанс продемонстрировать компетентные качества:
- навыки межличностного общения позволяют устанавливать связи с другими людьми, строить эффективное взаимодействие, вести переговоры с коллегами и клиентами;
- навыки командной работы демонстрируют умение взаимодействовать с другими, проявлять сочувствие;
- критическое мышление необходимо для разработки инновационных решений, адаптации к меняющимся условиям и ситуациям.
Soft skills: общие направления
Чтобы не запутаться, мы составили список распространенных мягких навыков:
- Личностные: напористость, стрессоустойчивость, осознание разнообразия, эмпатия, критическое мышление, эмоциональный интеллект, адаптивность, креативность.
- Коммуникативные: устное и письменное общение, готовность к обратной связи, публичные выступления, активное слушание.
- Организационные и лидерские: решение проблем, забота о безопасности, командная работа, управление конфликтами, принятие решений, ответственность, тайм-менеджмент.
Некоторые качества врожденные, но многие можно в себе сформировать и развивать.
Как развивать soft skills?
- Учитесь, даже если кажется, что вы впустую тратите свое время. Любое обучение носит циклический характер. Совершенствуя навыки, вы столкнетесь с неудачами и успехами. В любом случае не прекращайте попыток. Успех не равен совершенству, а неудача не означает провал.
- Никогда не избегайте командной работы. Многим удобнее делать все самому, но такой подход ограничивает способность к сотрудничеству. Нужно научиться управлять задачами и делегировать обязанности. Успешная командная работа, начиная со школы, облегчает процесс обучения, прививает бесценные навыки для будущей работы.
Это то, что относится к soft skills для учащихся: сотрудничайте с одноклассниками, даже если учитель не требует этого от вас. Делитесь заданиями, готовьте презентации вместе.
- Общайтесь, когда сможете. Когда вы хотите научиться играть на гитаре, вы репетируете снова и снова. Если требуется развить навыки общения, это можно сделать, только практикуясь. Просите людей о помощи, спрашивайте, как они провели отпуск, высказывайте мнения в дискуссиях. Позже оцените беседу: что вы сказали правильно, а что могло быть лучше? Насколько ясным было ваше сообщение? Соответствовали ли язык вашего тела и тон голоса?
- Найдите образец для подражания. Никто не совершенен, но некоторые люди обладают мистической чертой, которую называют харизмой. Если проанализировать их модели поведения, обнаружится, что многому стоит научиться. Это расширит копилку методов развития soft skills.
- Приветствуйте любую обратную связь. Большинство людей воспринимают ее как нежелательный совет. Но мудрость в том, чтобы принять критику с благодарностью. Не все отзывы точны или заслуживают анализа, постепенно вы почувствуете разницу. Каждый раз, когда кто-то комментирует вашу работу, подумайте, что можно извлечь из этих высказываний.
Одно дело обладать знаниями. Но знания – это часть уравнения, когда речь идет об успешной карьере. Развитие soft skills, добавление навыков в список компетенций, помогает описать умения работать в команде, изменять результаты в определенных ситуациях, обратить на себя внимание.
Читать по теме: Soft, hard, meta, transferable… Какие еще навыки бывают?