Как сосредотачиваться на работе? Для некоторых лучшим способом является нахождение в потоке ежедневного трудового напряжения. Для других – улучшение тайм-менеджмента. Но общим остается одно – необходимость справляться с отвлекающими факторами: новостными оповещениями в соцсетях, уведомлениями в мессенджерах, телефонными звонками.
Сложно сосредоточиться на работе: как это проявляется?
Проще определить, что значит быть отвлеченным, чем сформулировать критерии сосредоточенности. Вот несколько примеров, как проявляется расфокусированность:
- мысли блуждают, заняты еще чем-то помимо работы;
- невозможно сосредоточиться во время онлайн-конференций;
- постоянное отвлечение на чтение уведомлений и новостной ленты;
- сложно выбрать, с чего начать, поэтому важное дело откладывается;
- приходится читать один и тот же текст снова и снова, ничего не запоминая.
Сосредоточенность – это состояние, противоположное вышеописанным ситуациям. Если не справиться с отвлекающими факторами, рабочий день может затянуться, вызвав переутомление и эмоциональное истощение.
Все начинается со здоровья
Если вы все чаще задумываетесь над тем, как сосредоточиться на работе и не отвлекаться, стоит обратить внимание на состояние здоровья.
- Подумайте, достаточно ли вы спите, соблюдаете ли режим питания? Человек чувствует себя лучше, когда периоды активной работы и отдыха соответствуют персональным циркадным ритмам. Необходимо построить рабочий график так, чтобы он соответствовал вашим биологическим часам. Перед этим на протяжении недели проведите что-то тип мониторинга: хронометраж занятости и самочувствие в разные периоды времени.
- Мозгу требуется топливо для поддержания состояния сосредоточенности. Поэтому нельзя игнорировать перерывы на обед и перекусы, чтобы поддерживать уровень энергии в норме. Старайтесь не слишком полагаться на кофеин, энергетики, так как их эффект быстр, но не долог и с последующим откатом.
- Если рассеянный ум – это способ избежать беспокойства, связанного с работой, попробуйте медитацию или дыхательные упражнения. Приложения для начинающих медитирующих можно найти на профильных психотерапевтических сайтах. Короткие полезные перерывы, например, прослушивание подкаста, могут восстановить хорошее настроение и равновесие.
Комфортные условия – лучший способ не отвлекаться во время работы
Следующим шагом будет оптимизация рабочего пространства. Работаете ли вы из дома, из загруженного офиса или из местного кафе, на первом месте должно быть сведение к минимуму мешающих факторов.
Попробуйте приобрести наушники с шумоподавлением. Хорошая пара может стоить дорого, но вы скажете себе спасибо за такую покупку, когда сложно будет сосредоточиться из-за шума гуляющих во дворе детей или лающей третий час подряд собаки.
Отключите уведомления на всех электронных устройствах. Да, это очень сложно, но оповещения о новостях, сообщения родственников в Whatsapp или уведомления о пришедших e-mails должны исчезнуть из поля зрения на время работы. При необходимости можно настроить параметры уведомлений, чтобы получать только очень важные рабочие электронные письма и экстренные телефонные звонки.
Стратегия тайм-менеджмента, или как сосредотачиваться на работе
У всех разные способы контроля времени, поэтому попробуйте несколько подходов, чтобы понять, что работает лучше для вас:
- запланируйте все на день раньше. Запишите список дел накануне, чтобы утром не тратить время на размышления о том, с чего начать;
- некоторые предпочитают сначала выполнить самое сложное или неприятное дело, чтобы покончить с ним хотя бы на этот день. Другим нравится начинать с нескольких мелких задач, чтобы придать импульс работе;
- используйте «метод Помодоро». Мы рассказывали об этой популярной технике тайм-менеджмента, которая помогает сосредоточиться на задаче в течение короткого периода времени. Повторим, что не обязательно придерживаться принципа 25/5, можно выбрать свои промежутки. Главное – не забудьте установить таймер.
Способность оставаться сосредоточенным – это не самоцель. Если проблема, как сосредоточиваться на работе, стала реальным препятствием к успеху, подумайте о других причинах рассеянности. Может быть, это расплывчатые ожидания, плохие методы управления проектами. Возможно, стоит попросить своего руководителя ставить более конкретные повседневные задачи или предоставить эффективные инструменты работы для вас и всего отдела.
Читать по теме: