Информация не хранится в мозгу вечно. Но скорость ее потери неодинакова для разных данных. Математическое изображение динамики потери информации получило название кривой забывания. Что бы ее преодолеть, необходимо учиться на практике, опираться на значимый опыт и использовать интерактивные методики.
История появления термина
В конце XIX век немецкий психолог Герман Эббингауз провел несколько тестов на зависимость объема запоминания от временного периода. Собрав все данные, он изобразил их на графике, который выглядел как кривая линия. На самом деле ученый открыл природу потери памяти.
График Г. Эббингауза показывает, что когда человек изучает что-то впервые, информация не удерживается и исчезает с экспоненциальной скоростью. Большая часть недавно приобретенных знаний стремительно теряется в первые пару дней, после чего скорость забывания снижается. В 2015 г. были проведены эксперименты, которые подтвердили догадки Г. Эббингауза.
Факторы, влияющие на удержание новой информации
- Сила и актуальность. Например, если вы смотрите презентацию на неинтересную тему, то потеряете полученную информацию быстрее, чем актуальный или увлекательный контент. Таким образом, в течение недели забывается большая часть не относящихся к делу фактов. Это потому, что мозг освобождает место для новых знаний.
- Время. В контексте обучения кривая забывания показывает, что учащиеся забудут в среднем 90% нового материала в течение первых семи дней. Это аргумент в пользу учебы «точно в срок» или в процессе работы. Знания впрок, на будущее, утрачиваются быстрее.
- Презентация. Способ представления информации влияет на длительность ее сохранности. Другими словами, можно сделать один и тот же фрагмент курса более запоминающимся, изменив способ его передачи. Обычно легче откладывается материал, который логически организован и четко представлен.
- Чувства. Г. Эббингауз предположил, что физиологические факторы, такие как сон и стресс, влияют на запоминание. Негативные состояния воздействуют на сосредоточенность. В результате приходится изо всех сил стараться, чтобы вникнуть в текст или цифры. В результате все забудется быстрее, чем прозвенит звонок с урока.
Вот несколько способов для преодоления забывания.
Регулярное подкрепление
Г. Эббингауз обнаружил, что анализ новой информации в ключевых точках кривой помогает снизить скорость забывания. Это указывает на то, что проведение частых обучающих мероприятий способствует закреплению ранее незнакомого материала за счет активного повторения.
Поскольку наибольший спад происходит через несколько часов после изучения, полезно подкреплять данные на следующий день после первого занятия. При этом чем лучше ученики погружены в тему, тем большие промежутки можно оставлять между сеансами подкрепления.
Улучшение восприятия
Форма подачи материала влияет на то, сколько энергии нужно потратить мозгу на понимание сообщения. Следует стремиться к тому, чтобы информацию было легче усваивать. Замените записывание длинных конспектов под диктовку на материал в виде диаграмм, графиков, опорных терминов.
Хорошо работают видеоролики, курсы электронного обучения, помогающие объяснить новые концепции или понятия. Чем яснее информация, тем быстрее мозг сосредоточится на запоминании важных деталей.
Сохранение актуальности и интерактивности
Когда дело доходит до корпоративных учебных инициатив, убедитесь, что контент релевантен и имеет личное значение для каждого слушателя. В каждом создаваемом курсе держите на первом плане актуальность и персональные преимущества.
Люди лучше учатся, когда они активно вовлечены. Добавление геймификации – отличный способ удержать внимание и закрепление. А к увлекательному материалу аудитория будет стремиться возвращаться вновь и вновь.
Не все воспоминания следуют кривой. Существуют различные факторы, влияющие на то, насколько сильны воспоминания. Тем не менее кривая забывания позволяет определить эффективные подходы к повторению с интервалами. Это гарантирует, что ученики надолго запомнят то, что выучили.
Читать по теме: Что такое «проклятие знания» и как с ним справиться?