Когда ты знаешь о чем-то практически все, легко забыть, каково это – не иметь конкретной информации. В этом суть «проклятия знания»: у того, кто очень хорошо разбирается в предмете, возникают проблемы с объяснением нюансов для новичков. Эмпатия, осознание и корректировка коммуникации помогут исправить ситуацию.
Негативное проявление «проклятия знания» в повседневной жизни:
- Как только мы что-то узнаем, трудно представить, что другие не понимают банальных вещей. В таких случаях можно случайно забыть растолковать основы, начать использовать много научных терминов. Возникают недоразумения. Первый оправдывается: «Откуда я мог знать, что это действует таким образом? Мне никто не рассказал». Второй парирует: «Это же и так понятно!».
- Если преподаватель много лет читает курс высшей математики, он уверен, что теоретическая база настолько проста, что не нуждается в расширенном объяснении. Он пропускает основы. И студенты, которые ничего не уяснили, теряют интерес к предмету. Причина в том, что педагог уже не помнит, каково это – не понимать основ научной концепции.
- Начальник рассказывает новому сотруднику о правилах компании, используя термины, знакомые только опытным работникам. Новичок может быть сбит с толку. Если он не побоится переспросить, то сможет быстро влиться в работу. В противном случае возможны ошибки и увольнение из-за неправильно организованной адаптации.
Работа с преодолением ментального проклятия:
- Первый шаг – осознание мыслительной ловушки. Примите то, что экспертный подход мешает поставить себя на место новичков. Будьте внимательны, когда язык тела и мимика другого человека сигнализируют о замешательстве, разочаровании или отстраненности.
- Познакомьтесь поближе со своими учениками (будь то стажеры, молодые специалисты, студенты-первокурсники). Это позволит понять, что они уже знают, не знают, неправильно интерпретируют. Вы будете готовы общаться на их уровне, преподносить информацию адекватно восприятию.
- Легче всего учиться, соединяя новую информацию с опытом. Используйте контекст, понятный аудитории. Отличный способ – рассказывание историй в форме тематических исследований, сценариев, исторических и текущих событий, биографий, личных примеров. Можно использовать метафоры, демонстрации, симуляции, взывать к предыдущему опыту тех, кого учите.
- Прежде чем освещать что-либо, подумайте, какие типы базовой информации могут потребоваться для понимания. Убедитесь, что предоставляете эту основу. Например, если говорите о генетическом тестировании, проверьте, что не забываете рассказать о соответствующих аспектах ДНК. Это потребует дополнительных объяснений, но станет гарантией усвоения материала.
- Насколько это возможно, используйте простой и доходчивый язык. Избегайте технических терминов, будь то первое знакомство с теориями или новым рабочим местом. Взгляните на ситуацию глазами неспециалиста. Старайтесь получать обратную связь и уточняющие вопросы.
Связанные концепции и предрассудки:
- Склонность к самоуверенности, когда кто-то слишком убежден в собственных знаниях. Нет пользы от учености, если не принимать во внимание наличие другого взгляда на вещи у оппонентов. Такой подход чреват ошибками и стрессами.
- Эффект «слепого пятна эксперта». Если наставник, педагог или руководитель считает себя опытным настолько, что его ничем не удивить, он застревает в стереотипах. Знания начинают мешать инновациям и свежему подходу к решению проблем.
- Не все считают «проклятие знаний» плохим явлением. Некоторые люди думают, что тот, кто много знает, сможет найти лучшие способы объяснения сложных идей. Леность и отсутствие критического мышления приводит к преклонению перед догмой и массовым заблуждениям.
Итак, из-за когнитивного искажения людям трудно донести свою точку зрения. Они ошибочно предполагают, что другие уже обладают информацией аналогичного уровня. Чтобы победить ментальную ловушку знания, надо стараться мыслить с точки зрения слушателей, использовать понятные слова, начинать с основ, получать обратную связь, использовать примеры.
Читать по теме: Почему стремление к бесконечному обучению опасно?