Что такое «проклятие знания» и как с ним справиться?

Когда ты знаешь о чем-то практически все, легко забыть, каково это – не иметь конкретной информации. В этом суть «проклятия знания»: у того, кто очень хорошо разбирается в предмете, возникают проблемы с объяснением нюансов для новичков. Эмпатия, осознание и корректировка коммуникации помогут исправить ситуацию.

Негативное проявление «проклятия знания» в повседневной жизни:

  • Как только мы что-то узнаем, трудно представить, что другие не понимают банальных вещей. В таких случаях можно случайно забыть растолковать основы, начать использовать много научных терминов. Возникают недоразумения. Первый оправдывается: «Откуда я мог знать, что это действует таким образом? Мне никто не рассказал». Второй парирует: «Это же и так понятно!».
  • Если преподаватель много лет читает курс высшей математики, он уверен, что теоретическая база настолько проста, что не нуждается в расширенном объяснении. Он пропускает основы. И студенты, которые ничего не уяснили, теряют интерес к предмету. Причина в том, что педагог уже не помнит, каково это – не понимать основ научной концепции.
  • Начальник рассказывает новому сотруднику о правилах компании, используя термины, знакомые только опытным работникам. Новичок может быть сбит с толку. Если он не побоится переспросить, то сможет быстро влиться в работу. В противном случае возможны ошибки и увольнение из-за неправильно организованной адаптации.

Работа с преодолением ментального проклятия

Работа с преодолением ментального проклятия:

  • Первый шаг – осознание мыслительной ловушки. Примите то, что экспертный подход мешает поставить себя на место новичков. Будьте внимательны, когда язык тела и мимика другого человека сигнализируют о замешательстве, разочаровании или отстраненности.
  • Познакомьтесь поближе со своими учениками (будь то стажеры, молодые специалисты, студенты-первокурсники). Это позволит понять, что они уже знают, не знают, неправильно интерпретируют. Вы будете готовы общаться на их уровне, преподносить информацию адекватно восприятию.
  • Легче всего учиться, соединяя новую информацию с опытом. Используйте контекст, понятный аудитории. Отличный способ – рассказывание историй в форме тематических исследований, сценариев, исторических и текущих событий, биографий, личных примеров. Можно использовать метафоры, демонстрации, симуляции, взывать к предыдущему опыту тех, кого учите.
  • Прежде чем освещать что-либо, подумайте, какие типы базовой информации могут потребоваться для понимания. Убедитесь, что предоставляете эту основу. Например, если говорите о генетическом тестировании, проверьте, что не забываете рассказать о соответствующих аспектах ДНК. Это потребует дополнительных объяснений, но станет гарантией усвоения материала.
  • Насколько это возможно, используйте простой и доходчивый язык. Избегайте технических терминов, будь то первое знакомство с теориями или новым рабочим местом. Взгляните на ситуацию глазами неспециалиста. Старайтесь получать обратную связь и уточняющие вопросы.

Связанные концепции и предрассудки:

  • Склонность к самоуверенности, когда кто-то слишком убежден в собственных знаниях. Нет пользы от учености, если не принимать во внимание наличие другого взгляда на вещи у оппонентов. Такой подход чреват ошибками и стрессами.
  • Эффект «слепого пятна эксперта». Если наставник, педагог или руководитель считает себя опытным настолько, что его ничем не удивить, он застревает в стереотипах. Знания начинают мешать инновациям и свежему подходу к решению проблем.
  • Не все считают «проклятие знаний» плохим явлением. Некоторые люди думают, что тот, кто много знает, сможет найти лучшие способы объяснения сложных идей. Леность и отсутствие критического мышления приводит к преклонению перед догмой и массовым заблуждениям.

Итак, из-за когнитивного искажения людям трудно донести свою точку зрения. Они ошибочно предполагают, что другие уже обладают информацией аналогичного уровня. Чтобы победить ментальную ловушку знания, надо стараться мыслить с точки зрения слушателей, использовать понятные слова, начинать с основ, получать обратную связь, использовать примеры.

Читать по теме: Почему стремление к бесконечному обучению опасно?

Рекомендуем

Менеджер по продаже новостроек (риэлтер)

ул. Зои Жильцовой, д.15, оф. 15, г. Симферополь
50000 – 250000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Хотите найти талантливых стажеров?

WOWPROFI.ru
Оплачиваемая
Компания:  WOWPROFI.ru
Срок подачи заявок

Специалист по организации практик

метро «Нагорная»
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Учитель начальных классов

Калужская область, Жуковский район, Верховье деревня, д. 99
Оплачиваемая
Компания:  МКОУ «Начальная общеобразовательная школа» д. Верховье
Срок подачи заявок

Документовед

г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, дом 8
Оплачиваемая
Компания:  Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации
Срок подачи заявок

Фасовщик

Москва, Рязанский проспект, д.2, корп.2
43500 – 43500 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Кассир

Москва, Ходынский бульвар, д.4, ТЦ АвиаПарк
46800 – 46800 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Дизайнер

Москва, ул. Верхняя Красносельская, 3А
60000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Инженер IT

Москва, ул. Верхняя Красносельская, 3А
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Бухгалтер по расчету заработной платы

Москва, ул. Верхняя Красносельская, 3А
81900 – 81900 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок
Горный техник-технолог

Горный техник-технолог

Горный техник-технолог – это специалист, который занимается разработкой и внедрением технологий добычи полезных ископаемых, контролем за процессами, связанными с горными работами.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

Варианты карьерного роста в пищевой промышленности
Варианты карьерного роста в пищевой промышленности

В статье рассмотрим карьерные треки для обладателей дипломов вуза и для выпускников колледжей. Однако границы между ними часто размыты, и все решает готовность человека учиться и брать на себя ответственность.

Карьерные перспективы сомелье
Карьерные перспективы сомелье

В статье рассмотрим карьерные перспективы сомелье на российском рынке труда. Определим потенциальные зоны роста и профессионального развития.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны