Что такое «проклятие знания» и как с ним справиться?

Когда ты знаешь о чем-то практически все, легко забыть, каково это – не иметь конкретной информации. В этом суть «проклятия знания»: у того, кто очень хорошо разбирается в предмете, возникают проблемы с объяснением нюансов для новичков. Эмпатия, осознание и корректировка коммуникации помогут исправить ситуацию.

Негативное проявление «проклятия знания» в повседневной жизни:

  • Как только мы что-то узнаем, трудно представить, что другие не понимают банальных вещей. В таких случаях можно случайно забыть растолковать основы, начать использовать много научных терминов. Возникают недоразумения. Первый оправдывается: «Откуда я мог знать, что это действует таким образом? Мне никто не рассказал». Второй парирует: «Это же и так понятно!».
  • Если преподаватель много лет читает курс высшей математики, он уверен, что теоретическая база настолько проста, что не нуждается в расширенном объяснении. Он пропускает основы. И студенты, которые ничего не уяснили, теряют интерес к предмету. Причина в том, что педагог уже не помнит, каково это – не понимать основ научной концепции.
  • Начальник рассказывает новому сотруднику о правилах компании, используя термины, знакомые только опытным работникам. Новичок может быть сбит с толку. Если он не побоится переспросить, то сможет быстро влиться в работу. В противном случае возможны ошибки и увольнение из-за неправильно организованной адаптации.

Работа с преодолением ментального проклятия

Работа с преодолением ментального проклятия:

  • Первый шаг – осознание мыслительной ловушки. Примите то, что экспертный подход мешает поставить себя на место новичков. Будьте внимательны, когда язык тела и мимика другого человека сигнализируют о замешательстве, разочаровании или отстраненности.
  • Познакомьтесь поближе со своими учениками (будь то стажеры, молодые специалисты, студенты-первокурсники). Это позволит понять, что они уже знают, не знают, неправильно интерпретируют. Вы будете готовы общаться на их уровне, преподносить информацию адекватно восприятию.
  • Легче всего учиться, соединяя новую информацию с опытом. Используйте контекст, понятный аудитории. Отличный способ – рассказывание историй в форме тематических исследований, сценариев, исторических и текущих событий, биографий, личных примеров. Можно использовать метафоры, демонстрации, симуляции, взывать к предыдущему опыту тех, кого учите.
  • Прежде чем освещать что-либо, подумайте, какие типы базовой информации могут потребоваться для понимания. Убедитесь, что предоставляете эту основу. Например, если говорите о генетическом тестировании, проверьте, что не забываете рассказать о соответствующих аспектах ДНК. Это потребует дополнительных объяснений, но станет гарантией усвоения материала.
  • Насколько это возможно, используйте простой и доходчивый язык. Избегайте технических терминов, будь то первое знакомство с теориями или новым рабочим местом. Взгляните на ситуацию глазами неспециалиста. Старайтесь получать обратную связь и уточняющие вопросы.

Связанные концепции и предрассудки:

  • Склонность к самоуверенности, когда кто-то слишком убежден в собственных знаниях. Нет пользы от учености, если не принимать во внимание наличие другого взгляда на вещи у оппонентов. Такой подход чреват ошибками и стрессами.
  • Эффект «слепого пятна эксперта». Если наставник, педагог или руководитель считает себя опытным настолько, что его ничем не удивить, он застревает в стереотипах. Знания начинают мешать инновациям и свежему подходу к решению проблем.
  • Не все считают «проклятие знаний» плохим явлением. Некоторые люди думают, что тот, кто много знает, сможет найти лучшие способы объяснения сложных идей. Леность и отсутствие критического мышления приводит к преклонению перед догмой и массовым заблуждениям.

Итак, из-за когнитивного искажения людям трудно донести свою точку зрения. Они ошибочно предполагают, что другие уже обладают информацией аналогичного уровня. Чтобы победить ментальную ловушку знания, надо стараться мыслить с точки зрения слушателей, использовать понятные слова, начинать с основ, получать обратную связь, использовать примеры.

Читать по теме: Почему стремление к бесконечному обучению опасно?

Рекомендуем

Компании

Рекомендуем

Стажер в отдел ИТ контролей

Москва, Электрозаводская улица, 27с1А
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в отдел финансового аутсорсинга и консалтинга

Москва, улица Щипок, 9/26с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Программист-стажер

Москва ул. Воронцовская, д. 35Б, корп. 2
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер по развитию молодежного бренда работодателя

Москва, Волочаевская улица, 5к1
Оплачиваемая
Компания:  photo-2023-10-10-17-19-48
Срок подачи заявок

Стажер в отдел планирования рекламы

Москва, Ленинградский проспект, 15с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Программист-стажер

Москва, улица Правды, 23
45000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер отдела маркетинга

Москва, улица Шаболовка, 31Г
Неоплачиваемая
Компания:  domeo
Срок подачи заявок

Ассистент отдела рекламы

Москва, Петровский б-р, 15 строение 1
80000 – 85000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер-маркетолог

Москва, Кржижановского, 16/3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в PR-отдел

Москва, Ленинградское шоссе, 39Ас3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок
Бетонщик

Бетонщик

Бетонщик – это квалифицированный рабочий, занимающийся подготовкой, заливкой и обработкой бетона и железобетона в строительных конструкциях, таких как фундаменты, стены, перекрытия и другие элементы.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

Студенческие стартапы
Студенческие стартапы: как идеи из университетских стен выходят в бизнес

Примеры успешных стартапов дают оптимистичный настрой тем, кто мечтает продвинуть свою идею. Тем, кто болеет за успех страны в инновационной международной гонке. Стартапы от талантливых студентов находят дорогу в российский бизнес и производство благодаря федеральным программам, грантам от частных фондов и предпринимателей.

Как развить цифровую эмпатию и улучшить взаимодействие в команде
Как развить цифровую эмпатию и улучшить взаимодействие в команде

Цифровая эмпатия (digital empathy) — это способность понимать и сопереживать чувствам и эмоциям других людей в онлайн-пространстве. Она включает в себя активное слушание, внимательное восприятие невербальных сигналов и умение интерпретировать контекст общения даже через экраны мониторов.

Как с помощью методик визуализации, реализовать свои карьерные устремления
Как с помощью методик визуализации реализовать свои карьерные устремления

Визуализация – это ментальная практика, которая позволяет совершенствовать навыки и достигать поставленных целей. Спортсмены, предприниматели, исполнители и другие профессионалы используют методы визуализации, чтобы представить достижение целей, воплощение желаемого образа мышления и поведения. Вот несколько основанных на исследованиях стратегий визуализации, которые помогут осознать и ускорить карьеру.

Как театральные практики помогают в обучении
Как театральные практики помогают в обучении

Театр в образовании выходит за рамки развлечения. Он способен создать творческую обстановку, которая меняет отношение, поведение и знания учащихся. Театр помогает сформировать целостную образовательную среду для эмоционального, интеллектуального, социального и физического развития учащихся.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны