Стремление к профессиональному успеху часто достигается ценой пренебрежения личным благополучием. Этого можно избежать, если использовать психотренинги, быть настойчивым и уверенным в своей правоте.
Факторы, определяющие гармонию
Баланс между работой и личной жизнью – это равновесие между временем и энергией, посвященными профессиональным обязательствам и жизни вне работы, включая семью, здоровье, хобби, социальные взаимодействия. На способность поддерживать гармонию влияет несколько факторов.
В первую очередь, это тайм-менеджмент. Эффективное управление временем создает условия, когда профессиональные обязанности не вторгаются в личное пространство.
Следующее – комфортная рабочая среда. Компании, которые уделяют внимание благополучию сотрудников, предлагают гибкие условия работы, помогают разделить работу и личную жизнь. В свою очередь, такие условия повышают удовлетворенность и формируют лояльность сотрудников.
И, наконец, осознание индивидуальных ценностей. Определение того, что действительно важно в жизни, помогает принимать верные решения о распределении времени и усилий в течение дня.
Пренебрежение чревато проблемами
Потенциальные опасности неумения совмещать работу и личную жизнь заключаются в следующем:
- эмоциональное выгорание, физическое и умственное истощение. Длительный стресс увеличивает риск психосоматических расстройств: язвы желудка, сахарного диабета, атопического дерматита;
- недостаток времени и внимания приводит к ослаблению семейных уз. Между супругами возникает изоляция и отстраненность, отсутствие общения с вечно занятыми родителями негативно сказывается на воспитании детей;
- трудоголизм без достаточных перерывов снижает продуктивность и творческий потенциал. Со временем становятся безразличными результаты работы, накапливается неудовлетворенность общением.
Тактики достижения баланса между работой и личной жизнью
Глобальное целеполагание:
- определите реалистичные цели для карьеры, семьи, здоровья, личностного роста;
- разделите каждую цель на мелкие этапы, управляемые и достижимые;
- запланируйте регулярные ревизии, чтобы оценить прогресс и выявить неудачи;
- если некоторые цели вызывают дисбаланс, будьте готовы скорректировать их в соответствии с меняющимися приоритетами.
Time Blocking, или Блокирование времени
Предполагает разбивку дня на определенные отрезки времени, чтобы разделить работу и личную жизнь:
- составьте список рабочих задач и личных занятий, которые хотите включить в текущие сутки;
- распределите конкретные интервалы времени для каждого действия, опираясь на предыдущий опыт;
- убедитесь, что временные блоки не дублируются. Можете использовать онлайн-календари и доски планирования;
- хотя time blocking помогает создать структуру, будьте гибкими в случае непредвиденных событий, корректируйте свое расписание по мере необходимости, но не «перегибайте палку».
Например, если вы планируете посвятить время с 18:00 до 20:00 семье, отключите рабочий телефон. Так легче не отвлекаться, посвятить себя любимым людям, и избежать упреков в том, что у вас нет никакой личной жизни из-за работы.
Учимся говорить «Нет»:
- расставьте приоритеты, определите, что наиболее важно как в профессиональной, так и в личной жизни. Для наглядности можно использовать записи;
- постепенно сообщите о границах коллегам, семье и друзьям. Будьте тверды, но выражайте свои ограничения уважительно. Помните, что при стремлении достигнуть баланса между работой и личной жизнью пострадавших быть не должно;
Например, если на работе часто просят работать сверхурочно, оцените, как это повлияет на вашу личную жизнь. Не рубите с плеча, спокойно отклоняйте чрезмерные запросы о задержках, предлагая альтернативные решения для неотложных ситуаций.
Определение приоритетов, установление границ и умение говорить «нет» чрезмерным требованиям на работе открывает больше возможностей для личных занятий. Осознавая опасности несбалансированного образа жизни, применяя определенную тактику, можно навсегда закрыть для себя вопрос о том, что важнее – работа или личная жизнь? Важнее всего гармония!
Читать по теме: Как создать эффективную рабочую атмосферу и повысить мотивацию?