Чтобы избежать возрастных проблем, у подростка всегда должен быть тот, кому можно довериться. Роль ментора-наставника может выполнять учитель, тренер, старший товарищ, профориентатор. Человек, который способен наставить на верный путь, дать полезный совет, поделиться опытом.
Преимущества ментора перед родителями
- Из-за бунтарского характера или из-за стеснительности большинство подростков не делятся с родителями своими сомнениями, не обращаются за помощью. Мнение ментора как постороннего человека чаще воспринимается старшеклассниками как объективное и ценное.
- Родительская забота и естественная боязнь за ребенка воспринимаются подростками как чрезмерная опека. Они хотят чувствовать себя самостоятельными, но им мешает недостаток жизненного опыта. Перед ментором подростку не надо оправдываться за свои ошибки, испытывать неловкость в ответ на слова: «А я ведь предупреждал!».
- Профессиональный ментор может взглянуть на запрос ребенка со стороны. Он способен отфильтровать вопросы, обращая внимание только на самые важные. Объективный взгляд на способности и интересы подростка позволяет ментору выступить в роли стратега, оставляя на долю родителей тактические вопросы.
- В отличие от родителей, которые помогают ребенку пройти путь, держа его за руку, ментор только дает советы и определяет направление. Это позволяет подросткам исследовать мир самостоятельно, поощряет независимость и помогает развитию характера.
Кто может стать ментором для подростка?
Наиболее подходящие кандидаты – это взрослые, которые поддерживают хорошие отношения с подростком и регулярно общаются с родителями. Друзья семьи, давние знакомые, тренер, руководитель творческого клуба должны быть опытными и грамотными людьми, чтобы взять на себя роль наставника.
Это могут быть родственники, которые в курсе современных веяний образования, карьерного развития, рынка труда. Они всегда будут стремиться направлять ребенка с добрыми намерениями, поскольку относятся к нему как к своему.
Еще один вариант – профориентатор. Он обладает навыками определения интересов и склонностей людей, способен просчитать направление карьерного развития. Главное – найти своего специалиста, который сможет найти подход к конкретному ребенку, позволит ему раскрыться.
Хороший наставник должен говорить на любую тему, не вызывая у собеседника чувства неуверенности, смущения или отвращения. Наставления должны быть конкретными, а беседы детальными, с анализом. Ребенок не должен бояться последствий. Задача ментора – принять все ошибки подростка и наставить его.
Как помочь подростку найти наставника?
Важно, чтобы человеку, который выполняет роль ментора, доверяли и ребенок и родители. Можно использовать контрольный список вопросов, которые полезно задать себе, мысленно проверяя потенциального наставника: «Разделяет ли этот человек мораль и ценности нашей семьи?», «Это тот, с кем подростку комфортно общаться?», «Можно ли брать пример с этого человека, подражать ему?».
Обратите внимание ребенка на учителей. Если педагог делится информацией по предмету, не ограничиваясь учебной программой или объемом плана, это хороший вариант академического ментора. Например, учитель может стать ментором при подготовке к олимпиаде, к поступлению на лингвистические специальности вуза.
Ментора можно найти на факультативе. В старших классах школы их проводят молодые преподаватели или студенты вузов. Они много знают о поступлении на конкретные специальности, трудностях обучения, возможностях профессионального продвижения, могут оказать помощь, в раскрытии потенциала старшеклассника.
Критерии выбора наставника:
- не у всех людей, подходящих на роль ментора для подростка, есть время и желание делиться тем, что они знают. Поэтому готовность помочь – главный критерий;
- важно наличие не только декларируемых знаний, но и подтвержденного опыта решения детских проблем. Это может быть как психологическая помощь, так и профориентационное консультирование;
- ментор соблюдает этические нормы поведения, пользуется уважением. Он придерживается четких границ в отношениях, готов делиться информацией с родителями, не нарушая доверия подростка.
Сторонний взгляд и опыт наставника помогают объективно оценить способности подростка, дать наставления на пути вхождения во взрослую жизнь.
Читать по теме: 8 проблем, с которыми сталкиваются подростки