Уроки профориентации в школах: все, что нужно знать

Модель профессионального ориентирования стала обязательной в российских школах с 1 сентября 2023 года. Она подразумевает три уровня: базовый, основной, продвинутый. Их реализация возможна через урочную, внеурочную, воспитательную, дополнительную работу со школьниками, родителями и партнерами.

Нормативная основа и формат занятий

  • Письмо Министерства просвещения от 3 апреля 2023 года распространило подробные методические рекомендации, в которых расписаны теоретическая основа, межведомственные взаимодействия, формы работы и контроля. В рекомендациях есть примерные конспекты уроков, материалы для профессионального профилирования, сценарии проектного занятия, урока-консультации.
  • Профориентация проводится для учеников 6 – 11 классов, не исключая детей с особыми потребностями.
  • Школа может выбрать один из трех уровней профориентации: базовый – 40 учебных часов, основной – 60 часов, продвинутый – 80 часов занятий в год. Школа заявляет о своем выборе при заполнении специальной мониторинговой формы.
  • Организационная часть возлагается на педагогический состав и администрацию. Уроки и классные часы должны проводить учителя-предметники, школьные психологи и классные руководители. Кроме того, администрация обязана провести для задействованных в профориентации педагогов обучение в объеме от 6 до 144 часов в зависимости от выбранного уровня.
  • Министерство просвещения осуществляет методическую поддержку через создание онлайн-платформ диагностики и профилирования личности, сайтов и интерактивных конструкторов с дополнительными материалами, конспектами уроков и занятий, тестами.

Уроки профориентации в школах: все, что нужно знать

Урочная, внеурочная, дополнительная…

  • Основная форма профориентации – занятия по школьным дисциплинам, на которых учителя должны, по возможности, углубляться в основы профессий. Особое внимание уделяется урокам технологии как наиболее приближенной к практике.
  • Классные часы – основная форма внеурочной деятельности. Можно смотреть видеофильмы о профессиях, проводить диагностику и деловые игры. Поощряется приглашение представителей разных профессий, проектная работа.
  • Воспитательная часть профориентации подразумевает активные формы. Например, экскурсии на предприятия, знакомство с вузами и колледжами по определенным профессиям, посещение специальных мероприятий, организованных городскими и региональными Центрами занятости населения и образовательными учреждениями.
  • Дополнительное обучение возможно в профильных предпрофессиональных классах, специальных курсах для школьников на базе вузов и колледжей. На базовом уровне допускается самообразование школьников.
  • Необходимо привлечение родителей. Для них проводятся специальные родительские собрания. На всех уровнях рекомендовано использовать родительские ресурсы для организации экскурсий и мастер-классов на предприятиях.
  • Партнерская работа сводится к минимуму на базовом уровне и наиболее активна, если школа выбрала продвинутый уровень. Партнерство – это договоры с организациями для создания профильных классов, лабораторий, проведения практических занятий.  

Плюсы профориентационной работы в школе:

  • акцент делается на том, что к выбору профессии необходимо подходить осознанно и уже в школьном возрасте;
  • дети начинают знакомство с такими формами классической профориентации как диагностика, тестирование, профилирование, консультация;
  • онлайн-платформы, интерактивные конструкторы, доступные и школьникам и учителям, помогают самообразованию. 

Минусы профориентации в рамках школы:

  • при традиционной классно-урочной системе невозможно придерживаться индивидуального подхода, который является основой профессионального ориентирования личности;
  • школьные учителя не обладают всем спектром знаний и технологий для планомерной диагностики, коучинга и консультирования; 
  • возведенная в ранг обязательной, профориентационная работа может восприниматься школьниками как дополнительная нагрузка к напряженному учебному графику.

Профориентация в школе – хорошая задумка. Но ее должны проводить профессионалы, владеющие всеми методами и инструментами сложной и многогранной системы профориентационной работы.

Читать по теме: Как выбрать профессию, если не знаешь, что хочешь?

Рекомендуем

Стажер отдела развития дилерской сети EXEED & EXLANTIX

Москва, Ленинградское шоссе, 16Ас2
Оплачиваемая
Срок подачи заявок

Стажер HR Аналитик

Москва, Ленинградское шоссе, 39Ас3
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер (ЗАГС)

Москва
54000 – 54000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в департамент коммуникаций

Москва, улица Станиславского, 21с3
0 – 30000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в отдел аналитики

Москва, Холодильный переулок, 3к1с6
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер - QA инженер (Python, IOS, Frontend)

Удаленный формат работы
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Ассистент/стажер

Москва, Большая Новодмитровская улица, 14с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер UX/UI-дизайнер

Москва, ул. Земляной вал, 8
15000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

QA Engineer (стажер)

Москва, улица Ленинская Слобода, 19с2
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер менеджер веб-проектов

Москва, Большая Пионерская улица, 13/6Ас1
40000 – 60000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок
3D-моделлер

3D-моделлер

3D-моделлер – это специалист, занимающийся созданием трехмерных моделей объектов, персонажей и окружения для различных медиаформатов (видеоигры, анимационные фильмы, архитектурные визуализации) и виртуальной реальности.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

Репетитор, курсы или самостоятельно: как лучше подготовиться к ЕГЭ
Репетитор, курсы или самостоятельно: как лучше подготовиться к ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ требует серьезного подхода, а выбор метода обучения может оказать влияние на конечный результат. В этой статье рассмотрим три основных способа подготовки: занятия с репетитором, курсы и самостоятельное изучение, рассмотрим их плюсы и минусы.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны