Уроки профориентации в школах: все, что нужно знать

Модель профессионального ориентирования стала обязательной в российских школах с 1 сентября 2023 года. Она подразумевает три уровня: базовый, основной, продвинутый. Их реализация возможна через урочную, внеурочную, воспитательную, дополнительную работу со школьниками, родителями и партнерами.

Нормативная основа и формат занятий

  • Письмо Министерства просвещения от 3 апреля 2023 года распространило подробные методические рекомендации, в которых расписаны теоретическая основа, межведомственные взаимодействия, формы работы и контроля. В рекомендациях есть примерные конспекты уроков, материалы для профессионального профилирования, сценарии проектного занятия, урока-консультации.
  • Профориентация проводится для учеников 6 – 11 классов, не исключая детей с особыми потребностями.
  • Школа может выбрать один из трех уровней профориентации: базовый – 40 учебных часов, основной – 60 часов, продвинутый – 80 часов занятий в год. Школа заявляет о своем выборе при заполнении специальной мониторинговой формы.
  • Организационная часть возлагается на педагогический состав и администрацию. Уроки и классные часы должны проводить учителя-предметники, школьные психологи и классные руководители. Кроме того, администрация обязана провести для задействованных в профориентации педагогов обучение в объеме от 6 до 144 часов в зависимости от выбранного уровня.
  • Министерство просвещения осуществляет методическую поддержку через создание онлайн-платформ диагностики и профилирования личности, сайтов и интерактивных конструкторов с дополнительными материалами, конспектами уроков и занятий, тестами.

Уроки профориентации в школах: все, что нужно знать

Урочная, внеурочная, дополнительная…

  • Основная форма профориентации – занятия по школьным дисциплинам, на которых учителя должны, по возможности, углубляться в основы профессий. Особое внимание уделяется урокам технологии как наиболее приближенной к практике.
  • Классные часы – основная форма внеурочной деятельности. Можно смотреть видеофильмы о профессиях, проводить диагностику и деловые игры. Поощряется приглашение представителей разных профессий, проектная работа.
  • Воспитательная часть профориентации подразумевает активные формы. Например, экскурсии на предприятия, знакомство с вузами и колледжами по определенным профессиям, посещение специальных мероприятий, организованных городскими и региональными Центрами занятости населения и образовательными учреждениями.
  • Дополнительное обучение возможно в профильных предпрофессиональных классах, специальных курсах для школьников на базе вузов и колледжей. На базовом уровне допускается самообразование школьников.
  • Необходимо привлечение родителей. Для них проводятся специальные родительские собрания. На всех уровнях рекомендовано использовать родительские ресурсы для организации экскурсий и мастер-классов на предприятиях.
  • Партнерская работа сводится к минимуму на базовом уровне и наиболее активна, если школа выбрала продвинутый уровень. Партнерство – это договоры с организациями для создания профильных классов, лабораторий, проведения практических занятий.  

Плюсы профориентационной работы в школе:

  • акцент делается на том, что к выбору профессии необходимо подходить осознанно и уже в школьном возрасте;
  • дети начинают знакомство с такими формами классической профориентации как диагностика, тестирование, профилирование, консультация;
  • онлайн-платформы, интерактивные конструкторы, доступные и школьникам и учителям, помогают самообразованию. 

Минусы профориентации в рамках школы:

  • при традиционной классно-урочной системе невозможно придерживаться индивидуального подхода, который является основой профессионального ориентирования личности;
  • школьные учителя не обладают всем спектром знаний и технологий для планомерной диагностики, коучинга и консультирования; 
  • возведенная в ранг обязательной, профориентационная работа может восприниматься школьниками как дополнительная нагрузка к напряженному учебному графику.

Профориентация в школе – хорошая задумка. Но ее должны проводить профессионалы, владеющие всеми методами и инструментами сложной и многогранной системы профориентационной работы.

Читать по теме: Как выбрать профессию, если не знаешь, что хочешь?

Рекомендуем

Комплектовщик

Котельники, Яничкин проезд, 3
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в молодежный центр

Москва, Лесная ул., 5Б
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Оператор call-центра

Москва, Угрешская улица, 2с7
80000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в дирекцию по персоналу

Москва, улица Зорге, 1с1
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Менеджер по подбору персонала

Москва, Волгоградский проспект, 42
Оплачиваемая
Срок подачи заявок

Ученик автомеханика

Солнечногорск, М-10 Россия, 62-й километр
60000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Ассистент бухгалтера

Москва, Малый Черкасский переулок, 2
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в отдел андеррайтинга

Москва, Ленинградское шоссе, 16с9
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер-аналитик поддержки приложений

Москва, Ленинградское шоссе, 39Ас3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в департамент развития бизнеса

Москва, Овчинниковская набережная, 18/1с1
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок
Мелиоратор

Мелиоратор

Мелиоратор – это специалист, занимающийся улучшением природных условий для сельского хозяйства и других отраслей, используя методы мелиорации.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

Производительность поколения Z: чего ожидать от новой демографической группы работников
Производительность поколения Z: чего ожидать от новой демографической группы работников

Поколение постмиллениалов, родившихся примерно в 1995–2010 годах, постепенно приходит на рабочие места. Это разнообразная группа численностью около 14,1 млн человек, или 21% всей рабочей силы в стране. Повышению их производительности способствует учет индивидуальных интересов, технической подготовленности, креативности и амбициозности.

Чрезмерная коммуникативность: пять доводов в ее пользу
Чрезмерная коммуникативность: пять доводов в ее пользу

Руководителям часто внушают, что они не должны заниматься микроменеджментом. Вместо этого следует нанимать квалифицированных, умных, инициативных сотрудников, давать им инструкции и не мешать. И хотя эта стратегия в целом верна, всегда найдутся исключения, которые опровергают правило. Среди них уместность активной коммуникации в период перемен и с удаленными сотрудниками.

Как семейное происхождение влияет на карьеру
Как семейное происхождение влияет на карьеру

Семейное происхождение является основным фактором социализации, оказывая влияние на психосоциальное развитие ребенка. Стремления, сформированные в раннем возрасте, определяют образовательные и профессиональные достижения. Семья играет важную роль в формировании ценностей и ожиданий ребенка в процессе выбора профессии.

Истинная или фальшивая продуктивность на работе: как распознать?
Истинная или фальшивая продуктивность на работе: как распознать?

Истинную продуктивность от ложной отличает умение не увязнуть в мелочах, обходить препятствия, расставлять приоритеты и помнить о главной цели работы. Некоторые вещи требуют больше времени и усилий для доработки, в этом случае эффективность превосходит продуктивность. С другой стороны, если кто-то выполняет 15 задач за день, это не значит, что он более продуктивен. Возможно, он откладывал важное дело или выполнял только малоценную работу.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны