Модель профессионального ориентирования стала обязательной в российских школах с 1 сентября 2023 года. Она подразумевает три уровня: базовый, основной, продвинутый. Их реализация возможна через урочную, внеурочную, воспитательную, дополнительную работу со школьниками, родителями и партнерами.
Нормативная основа и формат занятий
- Письмо Министерства просвещения от 3 апреля 2023 года распространило подробные методические рекомендации, в которых расписаны теоретическая основа, межведомственные взаимодействия, формы работы и контроля. В рекомендациях есть примерные конспекты уроков, материалы для профессионального профилирования, сценарии проектного занятия, урока-консультации.
- Профориентация проводится для учеников 6 – 11 классов, не исключая детей с особыми потребностями.
- Школа может выбрать один из трех уровней профориентации: базовый – 40 учебных часов, основной – 60 часов, продвинутый – 80 часов занятий в год. Школа заявляет о своем выборе при заполнении специальной мониторинговой формы.
- Организационная часть возлагается на педагогический состав и администрацию. Уроки и классные часы должны проводить учителя-предметники, школьные психологи и классные руководители. Кроме того, администрация обязана провести для задействованных в профориентации педагогов обучение в объеме от 6 до 144 часов в зависимости от выбранного уровня.
- Министерство просвещения осуществляет методическую поддержку через создание онлайн-платформ диагностики и профилирования личности, сайтов и интерактивных конструкторов с дополнительными материалами, конспектами уроков и занятий, тестами.
Урочная, внеурочная, дополнительная…
- Основная форма профориентации – занятия по школьным дисциплинам, на которых учителя должны, по возможности, углубляться в основы профессий. Особое внимание уделяется урокам технологии как наиболее приближенной к практике.
- Классные часы – основная форма внеурочной деятельности. Можно смотреть видеофильмы о профессиях, проводить диагностику и деловые игры. Поощряется приглашение представителей разных профессий, проектная работа.
- Воспитательная часть профориентации подразумевает активные формы. Например, экскурсии на предприятия, знакомство с вузами и колледжами по определенным профессиям, посещение специальных мероприятий, организованных городскими и региональными Центрами занятости населения и образовательными учреждениями.
- Дополнительное обучение возможно в профильных предпрофессиональных классах, специальных курсах для школьников на базе вузов и колледжей. На базовом уровне допускается самообразование школьников.
- Необходимо привлечение родителей. Для них проводятся специальные родительские собрания. На всех уровнях рекомендовано использовать родительские ресурсы для организации экскурсий и мастер-классов на предприятиях.
- Партнерская работа сводится к минимуму на базовом уровне и наиболее активна, если школа выбрала продвинутый уровень. Партнерство – это договоры с организациями для создания профильных классов, лабораторий, проведения практических занятий.
Плюсы профориентационной работы в школе:
- акцент делается на том, что к выбору профессии необходимо подходить осознанно и уже в школьном возрасте;
- дети начинают знакомство с такими формами классической профориентации как диагностика, тестирование, профилирование, консультация;
- онлайн-платформы, интерактивные конструкторы, доступные и школьникам и учителям, помогают самообразованию.
Минусы профориентации в рамках школы:
- при традиционной классно-урочной системе невозможно придерживаться индивидуального подхода, который является основой профессионального ориентирования личности;
- школьные учителя не обладают всем спектром знаний и технологий для планомерной диагностики, коучинга и консультирования;
- возведенная в ранг обязательной, профориентационная работа может восприниматься школьниками как дополнительная нагрузка к напряженному учебному графику.
Профориентация в школе – хорошая задумка. Но ее должны проводить профессионалы, владеющие всеми методами и инструментами сложной и многогранной системы профориентационной работы.
Читать по теме: Как выбрать профессию, если не знаешь, что хочешь?