Уроки профориентации в школах: все, что нужно знать

Модель профессионального ориентирования стала обязательной в российских школах с 1 сентября 2023 года. Она подразумевает три уровня: базовый, основной, продвинутый. Их реализация возможна через урочную, внеурочную, воспитательную, дополнительную работу со школьниками, родителями и партнерами.

Нормативная основа и формат занятий

  • Письмо Министерства просвещения от 3 апреля 2023 года распространило подробные методические рекомендации, в которых расписаны теоретическая основа, межведомственные взаимодействия, формы работы и контроля. В рекомендациях есть примерные конспекты уроков, материалы для профессионального профилирования, сценарии проектного занятия, урока-консультации.
  • Профориентация проводится для учеников 6 – 11 классов, не исключая детей с особыми потребностями.
  • Школа может выбрать один из трех уровней профориентации: базовый – 40 учебных часов, основной – 60 часов, продвинутый – 80 часов занятий в год. Школа заявляет о своем выборе при заполнении специальной мониторинговой формы.
  • Организационная часть возлагается на педагогический состав и администрацию. Уроки и классные часы должны проводить учителя-предметники, школьные психологи и классные руководители. Кроме того, администрация обязана провести для задействованных в профориентации педагогов обучение в объеме от 6 до 144 часов в зависимости от выбранного уровня.
  • Министерство просвещения осуществляет методическую поддержку через создание онлайн-платформ диагностики и профилирования личности, сайтов и интерактивных конструкторов с дополнительными материалами, конспектами уроков и занятий, тестами.

Уроки профориентации в школах: все, что нужно знать

Урочная, внеурочная, дополнительная…

  • Основная форма профориентации – занятия по школьным дисциплинам, на которых учителя должны, по возможности, углубляться в основы профессий. Особое внимание уделяется урокам технологии как наиболее приближенной к практике.
  • Классные часы – основная форма внеурочной деятельности. Можно смотреть видеофильмы о профессиях, проводить диагностику и деловые игры. Поощряется приглашение представителей разных профессий, проектная работа.
  • Воспитательная часть профориентации подразумевает активные формы. Например, экскурсии на предприятия, знакомство с вузами и колледжами по определенным профессиям, посещение специальных мероприятий, организованных городскими и региональными Центрами занятости населения и образовательными учреждениями.
  • Дополнительное обучение возможно в профильных предпрофессиональных классах, специальных курсах для школьников на базе вузов и колледжей. На базовом уровне допускается самообразование школьников.
  • Необходимо привлечение родителей. Для них проводятся специальные родительские собрания. На всех уровнях рекомендовано использовать родительские ресурсы для организации экскурсий и мастер-классов на предприятиях.
  • Партнерская работа сводится к минимуму на базовом уровне и наиболее активна, если школа выбрала продвинутый уровень. Партнерство – это договоры с организациями для создания профильных классов, лабораторий, проведения практических занятий.  

Плюсы профориентационной работы в школе:

  • акцент делается на том, что к выбору профессии необходимо подходить осознанно и уже в школьном возрасте;
  • дети начинают знакомство с такими формами классической профориентации как диагностика, тестирование, профилирование, консультация;
  • онлайн-платформы, интерактивные конструкторы, доступные и школьникам и учителям, помогают самообразованию. 

Минусы профориентации в рамках школы:

  • при традиционной классно-урочной системе невозможно придерживаться индивидуального подхода, который является основой профессионального ориентирования личности;
  • школьные учителя не обладают всем спектром знаний и технологий для планомерной диагностики, коучинга и консультирования; 
  • возведенная в ранг обязательной, профориентационная работа может восприниматься школьниками как дополнительная нагрузка к напряженному учебному графику.

Профориентация в школе – хорошая задумка. Но ее должны проводить профессионалы, владеющие всеми методами и инструментами сложной и многогранной системы профориентационной работы.

Читать по теме: Как выбрать профессию, если не знаешь, что хочешь?

Рекомендуем

Компании

Рекомендуем

Стажер юрист в корпоративный отдел

Москва, Малая Пироговская ул., 3
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Ученик автомеханика

Москва, Енисейская улица, 36с1
90000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Менеджер по продажам

Москва, Новоданиловская набережная, 12
130000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер инженер техподдержки

Москва, Большая Новодмитровская улица, 14с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Начинающий специалист - стажер по направлению "Департамент развития"

Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28 стр. 4
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Начинающий специалист- стажер по направлению "Департамент развития"

Москва, ул. Средняя Калитниковская, д. 28 стр. 4
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в управление риск-менеджмента

Москва, Ленинградский проспект, 15с1
25000 – 25000 ₽
Компания:  logo-magnit
Срок подачи заявок

Стажер\помощник менеджера

Москва, Славянская площадь, 2/5/4
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в финансовый департамент

Москва, Павелецкая площадь, 2с1
Неоплачиваемая
Компания:  3331937
Срок подачи заявок

Менеджер по развитию проекта

Москва, ул. Кременчугская, д.6, корп. 2, стр.1
50000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок
Мастер по ремонту техники

Мастер по ремонту техники

Мастер по ремонту техники – это специалист, занимающийся диагностикой, ремонтом и обслуживанием различных технических устройств и оборудования. Он работает с бытовой, офисной и производственной техникой, обеспечивая её исправность и долговечность.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

Методы самооценки и их значение для карьерного роста
Методы самооценки и их значение для карьерного роста

Самооценка – это процесс, в ходе которого человек критически оценивает собственную эффективность. Она сочетает обратную связь от работодателя с уникальными идеями сотрудника. Для карьерного роста можно использовать методы рефлексии, поощрения открытого общения и доверия, ответственности и обратной связи.

Профессиональное выгорание у молодежи: миф или реальность?
Профессиональное выгорание у молодежи: миф или реальность?

Старшие поколения склонны создавать стереотипы о молодых людях, подвергая сомнению их интеллект, самоконтроль, называя их ленивыми, эгоистичными и безразличными. Отсюда неверие в то, что молодежь в начале профессионального становления уже может испытывать усталость и выгорание. Разберем и развенчаем несколько мифов на эту тему.

Как использовать арт-терапию для нахождения новых путей в карьере
Как использовать арт-терапию для нахождения новых путей в карьере

Терапия искусством – это способ решения личностных проблем, страхов, снятия тревожности, раскрытия творческого потенциала. Получая доступ к внутреннему миру и бессознательному пониманию, арт-терапия открывает человеку возможности изменения карьерной траектории, смены профессии и самореализации.

Микро-менеджмент против макро-менеджмента: новый взгляд на управление
Микро-менеджмент против макро-менеджмента: новый взгляд на управление

Микро-менеджмент – это стиль управления, характеризующийся проявлением чрезмерного внимания к второстепенным деталям, контролем над сотрудниками. Однако такой подход к управлению помогает подготовить подчиненных к решению серьезных проблем. Он эффективен при руководстве командой в новых проектах и в кризисной ситуации. Рассмотрим подробнее преимущества микро-менеджмента.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны