Почему стремление к бесконечному обучению опасно?

Обучение никогда не было таким популярным и таким доступным, как сейчас. Онлайн-курсы, мастер-классы, вебинары учат всему, от программирования до межличностных отношений. Однако бесконечное освоение разных курсов и программ может привести к информационной перегрузке мозга, снижению способности усваивать материал, потере времени и неудовлетворенности.

Мода или реальная необходимость?

В предпринимательских и деловых кругах потребление информации превратилось в соревнование. Однако желание всегда чему-то учиться может быть проявлением «продуктивной прокрастинации». Ведь никто не будет винить нас за то, что мы постоянно расширяем свои знания. Так навязчивое чтение, исследования и самообразование формируют ложное чувство выполненного долга.

Технологии уравняли доступ к образованию. Но всегда ли лучше больше знаний? Делает ли нас счастливее, продуктивнее или успешнее бесконечное поглощение курсов? Вместо того чтобы использовать обучение в качестве опоры, важно стремиться приобрести ровно столько знаний, сколько необходимо для разумных действий.

Вот несколько советов о том, как подходить к этому процессу с осознанным намерением.

Почему стремление к бесконечному обучению опасно?

Освоение теории или понимание предмета?

Решение сложной задачи, например, запуск проекта, требует большего, чем энциклопедическое знание фактов и статистики. Однако у многих изучение нового по-прежнему ассоциируется с запоминанием. Эта традиция идет из школы.

В 1960-х годах XX в. несколько групп исследователей под руководством Д. Кэмпбелла и П. Росси измеряли показатели удержания информации студентами. Оказалось, что через сутки участники эксперимента сохранили только 5% услышанного на лекции, 10% самостоятельно прочитанного, 20% материала аудиовизуального инструктажа и 30% из увиденного эксперимента. Уровень удержания вырос до 50% в результате обсуждения темы и от 75 до 90% после практического применения теории.

Может быть, не стоит слушать очередной курс по интернет-дизайну? Перейдите к делу: придумайте и нарисуйте несложные иконки или обложки, разместите их на своей странице в соцсетях. Только так станет понятно, каких умений не достаточно, а где уже надо остановиться.

Слишком много информации бывает!

При постоянном поступлении фактического материала мозг может испытывать чрезмерную стимуляцию. Эту ситуацию психологи называют «информационной перегрузкой». Нейроны перегружены цифрами, крайними сроками, целями, которые необходимо выполнить, проектами, которые необходимо завершить, просто бесполезными деталями.

Мы читаем не относящиеся к делу новости, журналы, публикации в интернете, подвергая себя информационной атаке. Находящийся в состоянии стресса мозг подвержен высокому риску развития деменции и других нейродегенеративных расстройств (болезней Паркинсона и Альцгеймера).

Хотя быть информированным неплохо, чрезмерная стимуляция мозга может иметь обратный эффект. Другими словами, вместо того, чтобы становиться умнее, нейронная способность усваивать материал и осмысливать решение проблем будет снижаться.

Творческий подход важнее объема информации

Обычно обучение рассматривается как способ расширения знаний. Однако бывают моменты, когда нужно отказаться от устаревших идей или рутины. Процесс сознательного отбрасывания бесполезных или избыточных знаний психологи называют «упреждающим вмешательством».

Опытные руководители проектов знают, что для эффективной работы надо включать в состав команды не только высокопрофессиональных сотрудников, но и стажеров. Молодые специалисты еще не успели приобрести неидеальные рабочие привычки. Они часто подходят к решению сложных задач с творческими идеями, с отсутствием предвзятости.

Такой подход к мышлению может стать плодотворным при получении новых знаний. Приступая к очередному курсу, научите спрашивать себя, чем он отличается от предыдущих. Этот вопрос может сломать тенденцию работать на автопилоте и иногда более полезен, чем получение дополнительных фактов.

Не теряйте любопытства

Слишком много знаний без действий может привести к подавленности и разочарованию, а информация теряет силу, если ее не использовать. Нет необходимости зацикливаться на изучении всего, что сейчас под рукой.

Вместо этого сосредоточьтесь на расширении умственного багажа в областях, которые важны в текущий момент. Чем меньше мы беспокоимся о том, чтобы быть в курсе последних трендов, книг, подкастов и электронных курсов, тем больше времени остается для достижения значимых целей.

Читать по теме: 10 вопросов для саморазвития, которые необходимо задавать себе каждый день

Рекомендуем

Компании