Плюсы и минусы профориентационных экскурсий на производство

Экскурсии на предприятие – одна из форм коммуникации между производством и подрастающим поколением. Тем кто ищет себя будет интересно посмотреть изнутри на процессы, связанные с выбранной профессией, закрепить мотивацию. Кому-то такие мероприятия покажутся бессмысленными, так как дают мало информации о реальной работе.

Виды и формы экскурсий на производство:

  • Обзорные, их цель – общее знакомство с территорией, корпусами, лабораториями, историей компании. Ядром такого мероприятия становится посещение музея, иногда добавляется короткая беседа с мастерами или руководителем подразделения в отделе технического обучения.
  • Рекламные или маркетинговые, которые имеют целью продвижение продукта через знакомство с производственным процессом. В связи с этим популярны экскурсии на пищевое производство: очень интересно, как из большой массы сырья получается мороженое или глазированные конфеты. Проходят такие экскурсии в формате посещения производственных цехов, знакомства с циклами на конвейере. В завершении участников часто угощают продукцией.
  • Тематические завязаны на предметный курс школы, колледжа, вуза. Например, при изучении темы гидролиза в школе старшеклассникам организуют экскурсию на нефтеперерабатывающее производство. А студентам инженерных и IT-специальностей будет интересно посетить компанию по разработке и сборке беспилотников.
  • Профориентационные имеют целью знакомство с профессиями рабочих и специалистов. Они проводятся в зависимости от вида деятельности компании – в цехах, лабораториях. Форма – беседа, вопросы-ответы, наблюдение за циклом производства и конкретными операциями.

Инициатором первых двух видов экскурсий выступает предприятие. Оно размещает информацию во всех доступных каналах – на своем сайте, в социальных сетях компании и партнеров, занимающихся event-деятельностью и так называемым производственным туризмом. В тематических и профориентационных заинтересованы и предприятия и учебные заведения.

Виды и формы экскурсий на производство

Плюсы профориентационных экскурсий:

  • удовлетворение любопытства, расширение кругозора. Всегда интересно узнать о «внутренней кухне» и этапах, на который развит внешне целостный процесс;
  • визуально и эмоционально окрашенное информирование. Компания готовится к экскурсии, выбирает самые интересные участки работы, сотрудников, способных увлечь школьников и студентов рассказами о профессиях;
  • дополнение теоретических занятий по профориентации в школе, на которых ученики знакомятся с теорией или проходят тестирования. В ходе экскурсии можно получить живую картинку, которой недостает на уроках;
  • закрепление мотивации при сформированном интересе к профессии, возможность увидеть плюсы и минусы профессии, варианты карьерного пути и потенциальные проблемы, связанные с ним, определить, какие навыки необходимо развивать.

Минусы профориентационных экскурсий:

  • чисто информационный подход, без аналитики, соотнесения с интересами участников, когда весь класс организованно отправляется на производство для знакомства с ключевыми профессиями, а по факту это интересует единицы участников;
  • отсутствует персональный подход, заинтересованным в экскурсии ученикам вряд ли удастся задать вопросы специалистам, так как большинство экскурсий носят групповой обзорный характер, а для узкого знакомства такой формат профориентации мало пригоден;
  • проводятся по шаблону, поверхностно знакомят с профессиями. Специалисты, ответственные за проведение экскурсий, чаще всего ведут их по заранее подготовленному шаблону и по утвержденному маршруту. Это связано с техникой безопасности, особым режимом многих предприятий, иногда – с низкой квалификацией экскурсоводов;
  • часто выступают формой досуга для школьников, отсюда их массовость, стремление к привлекательности проведения со стороны компании, которая пытается заодно решить маркетинговые задачи популяризации выпускаемого продукта.

Профориентационные экскурсии хороши как «точка входа» для знакомства с производством и направлениями деятельности рабочих и специалистов. Для более глубокого погружения в профессии на предприятии лучше использовать другие форматы: мастер-классы, вечера встреч, короткие стажировки.

Читать по теме: Профориентационные игры и упражнения

Рекомендуем

Фасовщик

Москва, Рязанский проспект, д.2, корп.2
43500 – 43500 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Кассир

Москва, Ходынский бульвар, д.4, ТЦ АвиаПарк
46800 – 46800 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Дизайнер

Москва, ул. Верхняя Красносельская, 3А
60000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Инженер IT

Москва, ул. Верхняя Красносельская, 3А
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Бухгалтер по расчету заработной платы

Москва, ул. Верхняя Красносельская, 3А
81900 – 81900 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Официант-стажер в Mriya Resort & SPA

Ялта, с. Оползневое, yл. Генерала Острякова, л. 9
40000 – 40000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Координатор социальных проектов в Mriya Resort & SPA

Ялта, с. Оползневое, yл. Генерала Острякова, л. 9
40000 – 40000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Садовник-стажер в Mriya Resort & SPA

Ялта, с. Оползневое, yл. Генерала Острякова, л. 9
40000 – 40000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Последнее в блоге

Задай вопросы лучшим профориентологам страны