В настоящее время в мире более четверти трудоспособного населения работает в офисе. У офисных сотрудников нет типичных профессиональных заболеваний, поскольку они не часто подвергаются воздействию опасных факторов. Но у них возникают проблемы с опорно-двигательным аппаратом, сосудистые и психосоматические синдромы и болезни.
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Формируются из-за статичного использования настольных компьютеров. Работа с клавиатурой более четырех часов является фактором риска возникновения болей в шее и верхних конечностях. Наиболее уязвимыми участками становятся плечи, запястья, кисти рук. Физические симптомы, включая головную боль, напряжение глаз, скованность плеч, боль в пояснице и общая утомляемость увеличиваются с продолжительностью ежедневного использования компьютеров.
Неправильная осанка является еще одним фактором риска. Неудобные позы во время работы возникают из-за несоответствия угла наклона тела по отношению к рабочему месту. Ученые обнаружили также, что высота клавиатуры связана с приподнятым положением плеч и их длительным напряжением.
Стратегия профилактики
Большинство симптомов со стороны опорно-двигательного аппарата у офисных работников переходят в хроническую стадию. Профилактика должна включать обязательные перерывы на 15 минут через каждые 2 часа работы.
Также необходимо распространение эргономической культуры рабочего места. Это настройка высоты кресла и стола, использование опоры для рук с альтернативной мышью. Нужно многофакторное вмешательство, а не единичная модификация.
Программы упражнений должны включать растяжку и мобилизацию суставов. Это вращения тела, глубокие наклоны, угловые движения ногами и руками, упражнения на расслабления. Они уменьшают дискомфорт, усталость, снимают боли напряжения. Тренировки на силу и выносливость эффективны при хронической боли в шее.
Внутренняя офисная среда как фактор риска
Офисные работники работают в закрытых помещениях. Это способствует формированию «синдрома больного здания» (СБЗ). Термин стал использоваться в науке с 1977 г., ВОЗ признала его в 1986 г. Многочисленные загрязняющие вещества внутри помещений часто упоминаются в качестве причин, вызывающих такой синдром. Он зависит строительных технологий, вентиляции, обстановки. Строительные факторы включают формальдегид, переносимую по воздуху плесень, бактерии, пыль.
Провоцирующими обстоятельствами выступают наличие у человека в анамнезе иммунологических заболеваний (атопия, астма), пол (женщины страдают от СБЗ чаще), стресс на работе. Синдром часто становится причиной пневмонии, астмы, «болезни легионера» из-за микроорганизмов, накапливающихся в старых кулерах, химической интоксикации.
Влажная, перегретая и отсыревшая среда считается основной причиной заболеваний. Необходимы стратегии борьбы с сыростью и чистотой воздуха. Поможет принудительная система вентиляции и контроль с помощью гигрометров.
Стоит отказаться от мебели, содержащей летучие органические соединения и формальдегид. Идеальным вариантом являются деревянные столы и шкафы, даже если это недорогие хвойные породы.
Сердечно-сосудистые заболевания и их профилактика
Внезапная смерть офисных работников от переутомления впервые была признана социальной проблемой в Японии. Именно здесь в 1978 г. введен термин «кароси», который стал популярным как в обществе, так и в академических кругах. Большинством причин «кароси» считаются инсульт, кровоизлияние в мозг, инфаркт миокарда, аритмии и стенокардия.
Офисным работникам часто приходится превышать установленное рабочее время. Продолжительный рабочий день, недостаток кислорода, движения, несбалансированное питание влияют на кровяное давление. На длительных этапах возникают нарушения сна, трудности с засыпанием и невозможность расслабиться.
Физическая активность в свободное время может снизить риск ишемической болезни сердца. Важно поощрять офисных работников к занятиям спортом, длительным пешеходным прогулкам. Необходимо снизить потребление крепкого кофе, калорийной пищи, содержащей быстрые углеводы.
Мы выделили некоторые проблемы, которые могут возникнуть у офисных работников. К профилактике необходимо подходить комплексно и регулярно, учитывая достижения в сфере медицины труда и профзаболеваний.
Читать по теме: Гибридный формат работы – плюсы и минусы