Мифы о социализации ребенка

Из всех возражений, выдвигаемых против домашнего образования, наиболее распространенным является вопрос социального развития. «Как дети могут научиться отношениям с другими людьми, если они не ходят в школу?» Постараемся развеять этот и другие мифы.

Миф первый: школы дают ученикам полезный социальный опыт.

Факт: система часто подвергает личность испытаниям в негативных социализирующих обстоятельствах.

При традиционной классно-урочной структуре образования возможностей общаться у детей мало. Обсуждения в классе инициируются и направляются учителем, школьники не могут выбрать время или тему дискуссии. Отсутствует свобода рассуждать даже по сути занятия. Более того, такое поведение рассматривается как нарушение дисциплины и тщательно пресекается.

По сравнению с реальным миром дома и друзей, школа выступает социальной депривацией. Фактически ученики отстранены от того, что происходит в обществе, будучи помещены в искусственную среду кабинета. Кроме того, иногда присутствуют негативные факторы. Давление со стороны сверстников – наиболее распространенный из них, но не единственный. На ребенка также оказывает влияние учитель.

социальный опыт

Миф второй: необходимо вовлекать детей в общественную деятельность с их возрастными группами, чтобы компенсировать «недостаток контактов».

Факт: группы, разделенные по возрасту, способствуют негативному социальному отношению, в то время как семейные группы поощряют взаимодействие.

Ситуация, в которой детей постоянно сравнивают друг с другом, приучает к тому, что успех не всегда приходит к самым старательным. Часто в «любимчики» выбирают по субъективным критериям. Аргументом против возрастной сегрегации является также потребность разновозрастных людей в контактах. Это относится как к сменяющим друг друга поколениям, так и к группам ровесников.

Семейные узы, столь необходимые в наши дни, подрываются сегрегацией возрастных объединений. В традиционном обществе бабушки и дедушки помогают воспитывать внуков, придавая старости цель, детям – пользу от мудрости, а молодым родителям – облегчение от ежедневных забот. Массовое образование, ориентированное на сверстников с постоянно растущими требованиями к занятости ребенка сделало эту концепцию неактуальной. Это приводит к утрате связей и поверхностным личностным отношениям.

Миф третий: в школе учатся ладить со всеми типами людей.

Факт: в искусственно образованном коллективе чаще развивается неуважение ко всем, кто «не такой».

Школьники проводят много времени в присутствии других людей. Но это неестественная, надуманная среда. Дети отделены от остального общества и имеют мало значимого общения даже друг с другом.

И они, конечно же, не учатся ладить друг с другом. Даже благонамеренные попытки учителей поощрять терпимость к различиям между людьми не могут противостоять сильному давлению со стороны сверстников с целью подчинения. В школьной среде нередки буллинг и жесткое подчинение неформальному лидеру.

Миф четвертый: дети учатся отстаивать свои убеждения, сталкиваясь с антагонизмом сверстников.

Факт: редко кто из подростков готов противостоять давлению школьной среды.

Младшие школьники особенно трепетно относятся к авторитету учителя. Учащиеся старших классов в значительной степени утрачивают наивное доверие к взрослым, но почти непреодолимым становится влияние сверстников. Бывают исключения, но подростки в силу возрастной психологии еще не умеют занимать четкую позицию и дистанцироваться от своих равнодушных или агрессивных одноклассников.

Еще один фактор – готовность ребенка к такой ситуации. Кто-то возразит: «Когда-нибудь они должны научиться справляться с этим». Да, но не в семь – восемь лет! Взрослые часто забывают, какое сильное давление оказывается на личность в школе. И обычно именно застенчивые, маленькие, неуверенные в себе дети, которые меньше всего способны справиться с этим, подвергаются социальной изоляции. Став мишенью для травли и насмешек в юном возрасте, они рискуют получить травму на всю жизнь.

Таким образом, возможность общаться на интересные темы, размышлять и действовать в понимающей разновозрастной среде – лучший способ социализации.

Читать по теме: Почему стремление к бесконечному обучению опасно?

Рекомендуем

Менеджер по продаже новостроек (риэлтер)

ул. Зои Жильцовой, д.15, оф. 15, г. Симферополь
50000 – 250000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Хотите найти талантливых стажеров?

WOWPROFI.ru
Оплачиваемая
Компания:  WOWPROFI.ru
Срок подачи заявок

Фасовщик

Москва, Рязанский проспект, д.2, корп.2
43500 – 43500 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Кассир

Москва, Ходынский бульвар, д.4, ТЦ АвиаПарк
46800 – 46800 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Дизайнер

Москва, ул. Верхняя Красносельская, 3А
60000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Инженер IT

Москва, ул. Верхняя Красносельская, 3А
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Бухгалтер по расчету заработной платы

Москва, ул. Верхняя Красносельская, 3А
81900 – 81900 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок
Горный техник-технолог

Горный техник-технолог

Горный техник-технолог – это специалист, который занимается разработкой и внедрением технологий добычи полезных ископаемых, контролем за процессами, связанными с горными работами.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

Варианты карьерного роста в пищевой промышленности
Варианты карьерного роста в пищевой промышленности

В статье рассмотрим карьерные треки для обладателей дипломов вуза и для выпускников колледжей. Однако границы между ними часто размыты, и все решает готовность человека учиться и брать на себя ответственность.

Карьерные перспективы сомелье
Карьерные перспективы сомелье

В статье рассмотрим карьерные перспективы сомелье на российском рынке труда. Определим потенциальные зоны роста и профессионального развития.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны