Из всех возражений, выдвигаемых против домашнего образования, наиболее распространенным является вопрос социального развития. «Как дети могут научиться отношениям с другими людьми, если они не ходят в школу?» Постараемся развеять этот и другие мифы.
Миф первый: школы дают ученикам полезный социальный опыт.
Факт: система часто подвергает личность испытаниям в негативных социализирующих обстоятельствах.
При традиционной классно-урочной структуре образования возможностей общаться у детей мало. Обсуждения в классе инициируются и направляются учителем, школьники не могут выбрать время или тему дискуссии. Отсутствует свобода рассуждать даже по сути занятия. Более того, такое поведение рассматривается как нарушение дисциплины и тщательно пресекается.
По сравнению с реальным миром дома и друзей, школа выступает социальной депривацией. Фактически ученики отстранены от того, что происходит в обществе, будучи помещены в искусственную среду кабинета. Кроме того, иногда присутствуют негативные факторы. Давление со стороны сверстников – наиболее распространенный из них, но не единственный. На ребенка также оказывает влияние учитель.
Миф второй: необходимо вовлекать детей в общественную деятельность с их возрастными группами, чтобы компенсировать «недостаток контактов».
Факт: группы, разделенные по возрасту, способствуют негативному социальному отношению, в то время как семейные группы поощряют взаимодействие.
Ситуация, в которой детей постоянно сравнивают друг с другом, приучает к тому, что успех не всегда приходит к самым старательным. Часто в «любимчики» выбирают по субъективным критериям. Аргументом против возрастной сегрегации является также потребность разновозрастных людей в контактах. Это относится как к сменяющим друг друга поколениям, так и к группам ровесников.
Семейные узы, столь необходимые в наши дни, подрываются сегрегацией возрастных объединений. В традиционном обществе бабушки и дедушки помогают воспитывать внуков, придавая старости цель, детям – пользу от мудрости, а молодым родителям – облегчение от ежедневных забот. Массовое образование, ориентированное на сверстников с постоянно растущими требованиями к занятости ребенка сделало эту концепцию неактуальной. Это приводит к утрате связей и поверхностным личностным отношениям.
Миф третий: в школе учатся ладить со всеми типами людей.
Факт: в искусственно образованном коллективе чаще развивается неуважение ко всем, кто «не такой».
Школьники проводят много времени в присутствии других людей. Но это неестественная, надуманная среда. Дети отделены от остального общества и имеют мало значимого общения даже друг с другом.
И они, конечно же, не учатся ладить друг с другом. Даже благонамеренные попытки учителей поощрять терпимость к различиям между людьми не могут противостоять сильному давлению со стороны сверстников с целью подчинения. В школьной среде нередки буллинг и жесткое подчинение неформальному лидеру.
Миф четвертый: дети учатся отстаивать свои убеждения, сталкиваясь с антагонизмом сверстников.
Факт: редко кто из подростков готов противостоять давлению школьной среды.
Младшие школьники особенно трепетно относятся к авторитету учителя. Учащиеся старших классов в значительной степени утрачивают наивное доверие к взрослым, но почти непреодолимым становится влияние сверстников. Бывают исключения, но подростки в силу возрастной психологии еще не умеют занимать четкую позицию и дистанцироваться от своих равнодушных или агрессивных одноклассников.
Еще один фактор – готовность ребенка к такой ситуации. Кто-то возразит: «Когда-нибудь они должны научиться справляться с этим». Да, но не в семь – восемь лет! Взрослые часто забывают, какое сильное давление оказывается на личность в школе. И обычно именно застенчивые, маленькие, неуверенные в себе дети, которые меньше всего способны справиться с этим, подвергаются социальной изоляции. Став мишенью для травли и насмешек в юном возрасте, они рискуют получить травму на всю жизнь.
Таким образом, возможность общаться на интересные темы, размышлять и действовать в понимающей разновозрастной среде – лучший способ социализации.
Читать по теме: Почему стремление к бесконечному обучению опасно?