Мифы о социализации ребенка

Из всех возражений, выдвигаемых против домашнего образования, наиболее распространенным является вопрос социального развития. «Как дети могут научиться отношениям с другими людьми, если они не ходят в школу?» Постараемся развеять этот и другие мифы.

Миф первый: школы дают ученикам полезный социальный опыт.

Факт: система часто подвергает личность испытаниям в негативных социализирующих обстоятельствах.

При традиционной классно-урочной структуре образования возможностей общаться у детей мало. Обсуждения в классе инициируются и направляются учителем, школьники не могут выбрать время или тему дискуссии. Отсутствует свобода рассуждать даже по сути занятия. Более того, такое поведение рассматривается как нарушение дисциплины и тщательно пресекается.

По сравнению с реальным миром дома и друзей, школа выступает социальной депривацией. Фактически ученики отстранены от того, что происходит в обществе, будучи помещены в искусственную среду кабинета. Кроме того, иногда присутствуют негативные факторы. Давление со стороны сверстников – наиболее распространенный из них, но не единственный. На ребенка также оказывает влияние учитель.

социальный опыт

Миф второй: необходимо вовлекать детей в общественную деятельность с их возрастными группами, чтобы компенсировать «недостаток контактов».

Факт: группы, разделенные по возрасту, способствуют негативному социальному отношению, в то время как семейные группы поощряют взаимодействие.

Ситуация, в которой детей постоянно сравнивают друг с другом, приучает к тому, что успех не всегда приходит к самым старательным. Часто в «любимчики» выбирают по субъективным критериям. Аргументом против возрастной сегрегации является также потребность разновозрастных людей в контактах. Это относится как к сменяющим друг друга поколениям, так и к группам ровесников.

Семейные узы, столь необходимые в наши дни, подрываются сегрегацией возрастных объединений. В традиционном обществе бабушки и дедушки помогают воспитывать внуков, придавая старости цель, детям – пользу от мудрости, а молодым родителям – облегчение от ежедневных забот. Массовое образование, ориентированное на сверстников с постоянно растущими требованиями к занятости ребенка сделало эту концепцию неактуальной. Это приводит к утрате связей и поверхностным личностным отношениям.

Миф третий: в школе учатся ладить со всеми типами людей.

Факт: в искусственно образованном коллективе чаще развивается неуважение ко всем, кто «не такой».

Школьники проводят много времени в присутствии других людей. Но это неестественная, надуманная среда. Дети отделены от остального общества и имеют мало значимого общения даже друг с другом.

И они, конечно же, не учатся ладить друг с другом. Даже благонамеренные попытки учителей поощрять терпимость к различиям между людьми не могут противостоять сильному давлению со стороны сверстников с целью подчинения. В школьной среде нередки буллинг и жесткое подчинение неформальному лидеру.

Миф четвертый: дети учатся отстаивать свои убеждения, сталкиваясь с антагонизмом сверстников.

Факт: редко кто из подростков готов противостоять давлению школьной среды.

Младшие школьники особенно трепетно относятся к авторитету учителя. Учащиеся старших классов в значительной степени утрачивают наивное доверие к взрослым, но почти непреодолимым становится влияние сверстников. Бывают исключения, но подростки в силу возрастной психологии еще не умеют занимать четкую позицию и дистанцироваться от своих равнодушных или агрессивных одноклассников.

Еще один фактор – готовность ребенка к такой ситуации. Кто-то возразит: «Когда-нибудь они должны научиться справляться с этим». Да, но не в семь – восемь лет! Взрослые часто забывают, какое сильное давление оказывается на личность в школе. И обычно именно застенчивые, маленькие, неуверенные в себе дети, которые меньше всего способны справиться с этим, подвергаются социальной изоляции. Став мишенью для травли и насмешек в юном возрасте, они рискуют получить травму на всю жизнь.

Таким образом, возможность общаться на интересные темы, размышлять и действовать в понимающей разновозрастной среде – лучший способ социализации.

Читать по теме: Почему стремление к бесконечному обучению опасно?

Рекомендуем

Программист-стажер 1С в Первый Бит

Москва, Марксистская улица, 34с5
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Помощник риелтора/стажер

Москва, Николоямская ул., 40, стр. 1
600000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

1С разработчик (ученик)

Москва, Пресненская наб., 6, стр. 2 БЦ «Башня Империя»
70000 – 80000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Специалист по тендерам

Новомосковский административный округ, Киевское шоссе, 22-й километр, 4с2
80000 – 100000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Graduate recruitment specialist (Рекрутер)

Долгопрудный, Новое шоссе, 34с4
70000 – 120000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер SMM

Удаленный формат работы
Неоплачиваемая
Срок подачи заявок

Стажер технической поддержки

Москва, Люсиновская улица, 38
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Middle+ Full-stack Wordpress (PHP разработчик)

Удаленный формат работы
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Светодизайнер стажёр

Удаленный формат работы
45000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер-программист ASP.NET (C#)

Красногорск, территория БЦ Рига Ленд
50000 – 150000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Последнее в блоге

Задай вопросы лучшим профориентологам страны