Мифы о социализации ребенка

Из всех возражений, выдвигаемых против домашнего образования, наиболее распространенным является вопрос социального развития. «Как дети могут научиться отношениям с другими людьми, если они не ходят в школу?» Постараемся развеять этот и другие мифы.

Миф первый: школы дают ученикам полезный социальный опыт.

Факт: система часто подвергает личность испытаниям в негативных социализирующих обстоятельствах.

При традиционной классно-урочной структуре образования возможностей общаться у детей мало. Обсуждения в классе инициируются и направляются учителем, школьники не могут выбрать время или тему дискуссии. Отсутствует свобода рассуждать даже по сути занятия. Более того, такое поведение рассматривается как нарушение дисциплины и тщательно пресекается.

По сравнению с реальным миром дома и друзей, школа выступает социальной депривацией. Фактически ученики отстранены от того, что происходит в обществе, будучи помещены в искусственную среду кабинета. Кроме того, иногда присутствуют негативные факторы. Давление со стороны сверстников – наиболее распространенный из них, но не единственный. На ребенка также оказывает влияние учитель.

социальный опыт

Миф второй: необходимо вовлекать детей в общественную деятельность с их возрастными группами, чтобы компенсировать «недостаток контактов».

Факт: группы, разделенные по возрасту, способствуют негативному социальному отношению, в то время как семейные группы поощряют взаимодействие.

Ситуация, в которой детей постоянно сравнивают друг с другом, приучает к тому, что успех не всегда приходит к самым старательным. Часто в «любимчики» выбирают по субъективным критериям. Аргументом против возрастной сегрегации является также потребность разновозрастных людей в контактах. Это относится как к сменяющим друг друга поколениям, так и к группам ровесников.

Семейные узы, столь необходимые в наши дни, подрываются сегрегацией возрастных объединений. В традиционном обществе бабушки и дедушки помогают воспитывать внуков, придавая старости цель, детям – пользу от мудрости, а молодым родителям – облегчение от ежедневных забот. Массовое образование, ориентированное на сверстников с постоянно растущими требованиями к занятости ребенка сделало эту концепцию неактуальной. Это приводит к утрате связей и поверхностным личностным отношениям.

Миф третий: в школе учатся ладить со всеми типами людей.

Факт: в искусственно образованном коллективе чаще развивается неуважение ко всем, кто «не такой».

Школьники проводят много времени в присутствии других людей. Но это неестественная, надуманная среда. Дети отделены от остального общества и имеют мало значимого общения даже друг с другом.

И они, конечно же, не учатся ладить друг с другом. Даже благонамеренные попытки учителей поощрять терпимость к различиям между людьми не могут противостоять сильному давлению со стороны сверстников с целью подчинения. В школьной среде нередки буллинг и жесткое подчинение неформальному лидеру.

Миф четвертый: дети учатся отстаивать свои убеждения, сталкиваясь с антагонизмом сверстников.

Факт: редко кто из подростков готов противостоять давлению школьной среды.

Младшие школьники особенно трепетно относятся к авторитету учителя. Учащиеся старших классов в значительной степени утрачивают наивное доверие к взрослым, но почти непреодолимым становится влияние сверстников. Бывают исключения, но подростки в силу возрастной психологии еще не умеют занимать четкую позицию и дистанцироваться от своих равнодушных или агрессивных одноклассников.

Еще один фактор – готовность ребенка к такой ситуации. Кто-то возразит: «Когда-нибудь они должны научиться справляться с этим». Да, но не в семь – восемь лет! Взрослые часто забывают, какое сильное давление оказывается на личность в школе. И обычно именно застенчивые, маленькие, неуверенные в себе дети, которые меньше всего способны справиться с этим, подвергаются социальной изоляции. Став мишенью для травли и насмешек в юном возрасте, они рискуют получить травму на всю жизнь.

Таким образом, возможность общаться на интересные темы, размышлять и действовать в понимающей разновозрастной среде – лучший способ социализации.

Читать по теме: Почему стремление к бесконечному обучению опасно?

Рекомендуем

Компании

Рекомендуем

Стажер на курс backend-разработки

Москва, Покровский бульвар, 4/17с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Специалист-стажер IT-сопровождения BIM

Москва, Подколокольный переулок, 13с1
28000 ₽
Компания:  neolant
Срок подачи заявок

Клиентский менеджер ЮНИОР (стажер)

Москва, Пресненская наб., д. 10, стр. 1
60000 – 75000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Официант-стажер

Москва, ул. Арбат, д. 44, стр. 1
50000 – 75000 ₽
Компания:  6dfb989a-2347-4d0e-9963-6a0f33b123e7
Срок подачи заявок

Стажер / Помощник менеджера

Москва, Славянская площадь, 2/5/4
Неоплачиваемая
Срок подачи заявок

Стажер в отдел развития цифровых технологий

Москва, Ленинградское шоссе, 39Ас2
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер стратег-аналитик

Москва, 2-я Брестская улица, 30
50000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер Департамента внешних коммуникаций

Москва, Ленинградский проспект, 35с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в отдел ИТ контролей

Москва, Электрозаводская улица, 27с1А
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в отдел финансового аутсорсинга и консалтинга

Москва, улица Щипок, 9/26с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок
Комбайнер

Комбайнер

Комбайнер – это специалист, работающий на сельскохозяйственном комбайне, который осуществляет сбор, обмолот и очистку зерновых и других культур.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

Как стажировки формируют личность студента
Как стажировки формируют личность студента

Стажировка может быть платной или неоплачиваемой, целевой и выбранной случайным образом. В любом случае для студента это возможность развить навыки, протестировать выбранный карьерный путь и получить преимущество перед сверстниками в силу развития характера и профессионального роста. Рассмотрим, какие качества личности формируются в ходе прохождения стажировок.

Профессии, связанные с устойчивым развитием: карьера для защиты планеты
Профессии, связанные с устойчивым развитием: карьера для защиты планеты

В последние годы с расширением понимания экологического и социального давления, принципы устойчивого развития стали популярны и вышли на государственный уровень. Стали требоваться менеджеры по управлению проектами, специалисты по «зеленой» сертификации, экологи-проектировщики.

Студенческие стартапы
Студенческие стартапы: как идеи из университетских стен выходят в бизнес

Примеры успешных стартапов дают оптимистичный настрой тем, кто мечтает продвинуть свою идею. Тем, кто болеет за успех страны в инновационной международной гонке. Стартапы от талантливых студентов находят дорогу в российский бизнес и производство благодаря федеральным программам, грантам от частных фондов и предпринимателей.

Как развить цифровую эмпатию и улучшить взаимодействие в команде
Как развить цифровую эмпатию и улучшить взаимодействие в команде

Цифровая эмпатия (digital empathy) — это способность понимать и сопереживать чувствам и эмоциям других людей в онлайн-пространстве. Она включает в себя активное слушание, внимательное восприятие невербальных сигналов и умение интерпретировать контекст общения даже через экраны мониторов.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны