Мифы о социализации ребенка

Из всех возражений, выдвигаемых против домашнего образования, наиболее распространенным является вопрос социального развития. «Как дети могут научиться отношениям с другими людьми, если они не ходят в школу?» Постараемся развеять этот и другие мифы.

Миф первый: школы дают ученикам полезный социальный опыт.

Факт: система часто подвергает личность испытаниям в негативных социализирующих обстоятельствах.

При традиционной классно-урочной структуре образования возможностей общаться у детей мало. Обсуждения в классе инициируются и направляются учителем, школьники не могут выбрать время или тему дискуссии. Отсутствует свобода рассуждать даже по сути занятия. Более того, такое поведение рассматривается как нарушение дисциплины и тщательно пресекается.

По сравнению с реальным миром дома и друзей, школа выступает социальной депривацией. Фактически ученики отстранены от того, что происходит в обществе, будучи помещены в искусственную среду кабинета. Кроме того, иногда присутствуют негативные факторы. Давление со стороны сверстников – наиболее распространенный из них, но не единственный. На ребенка также оказывает влияние учитель.

социальный опыт

Миф второй: необходимо вовлекать детей в общественную деятельность с их возрастными группами, чтобы компенсировать «недостаток контактов».

Факт: группы, разделенные по возрасту, способствуют негативному социальному отношению, в то время как семейные группы поощряют взаимодействие.

Ситуация, в которой детей постоянно сравнивают друг с другом, приучает к тому, что успех не всегда приходит к самым старательным. Часто в «любимчики» выбирают по субъективным критериям. Аргументом против возрастной сегрегации является также потребность разновозрастных людей в контактах. Это относится как к сменяющим друг друга поколениям, так и к группам ровесников.

Семейные узы, столь необходимые в наши дни, подрываются сегрегацией возрастных объединений. В традиционном обществе бабушки и дедушки помогают воспитывать внуков, придавая старости цель, детям – пользу от мудрости, а молодым родителям – облегчение от ежедневных забот. Массовое образование, ориентированное на сверстников с постоянно растущими требованиями к занятости ребенка сделало эту концепцию неактуальной. Это приводит к утрате связей и поверхностным личностным отношениям.

Миф третий: в школе учатся ладить со всеми типами людей.

Факт: в искусственно образованном коллективе чаще развивается неуважение ко всем, кто «не такой».

Школьники проводят много времени в присутствии других людей. Но это неестественная, надуманная среда. Дети отделены от остального общества и имеют мало значимого общения даже друг с другом.

И они, конечно же, не учатся ладить друг с другом. Даже благонамеренные попытки учителей поощрять терпимость к различиям между людьми не могут противостоять сильному давлению со стороны сверстников с целью подчинения. В школьной среде нередки буллинг и жесткое подчинение неформальному лидеру.

Миф четвертый: дети учатся отстаивать свои убеждения, сталкиваясь с антагонизмом сверстников.

Факт: редко кто из подростков готов противостоять давлению школьной среды.

Младшие школьники особенно трепетно относятся к авторитету учителя. Учащиеся старших классов в значительной степени утрачивают наивное доверие к взрослым, но почти непреодолимым становится влияние сверстников. Бывают исключения, но подростки в силу возрастной психологии еще не умеют занимать четкую позицию и дистанцироваться от своих равнодушных или агрессивных одноклассников.

Еще один фактор – готовность ребенка к такой ситуации. Кто-то возразит: «Когда-нибудь они должны научиться справляться с этим». Да, но не в семь – восемь лет! Взрослые часто забывают, какое сильное давление оказывается на личность в школе. И обычно именно застенчивые, маленькие, неуверенные в себе дети, которые меньше всего способны справиться с этим, подвергаются социальной изоляции. Став мишенью для травли и насмешек в юном возрасте, они рискуют получить травму на всю жизнь.

Таким образом, возможность общаться на интересные темы, размышлять и действовать в понимающей разновозрастной среде – лучший способ социализации.

Читать по теме: Почему стремление к бесконечному обучению опасно?

Рекомендуем

Бизнес-аналитик IT

Москва, Покровский бульвар, 4/17с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер редактор

Москва, проспект Андропова, 18к9
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в компанию Евраз

Москва, Беловежская улица, 4 В
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в сопровождение и методологию закупок

Москва, Кржижановского, 16/3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Помощник системного администратора

Москва, улица Щипок, 9/26с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Продавец-консультант

Старая Купавна, ул. Кирова д.19 стр.1 тц «Шоколад»
45000 – 70000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Программист-стажер

Формат работы: онлайн
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в отдел маркетинга

Москва, Федерация Восток, Пресненская наб., д.12
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер-менеджер по продажам

Москва, ул. Каланчевская, д. 27
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Администратор коворкинга

Москва, Верейская улица, 29с134
60000 – 70000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок
Документовед

Документовед

Документовед – это специалист, который отвечает за создание, обработку, хранение и архивирование документов, за соблюдение норм и стандартов в области документооборота.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

Почему профессиональные онлайн-курсы становятся все более популярными
Почему профессиональные онлайн-курсы становятся все более популярными

В мире, основанном на цифровой трансформации, онлайн-курсы охватывают разные профессиональные и возрастные слои населения. По результатам опроса, проведенного РИА Новости в марте 2024 года, 45% россиян от 18 до 45 лет хотя бы раз обучались онлайн. Этому способствует разнообразие тематики курсов, рост качества материала и преподавания, карьерная активность людей. Вот несколько причин, которые способствуют росту популярности профессиональных онлайн-курсов

Как изучение биографий известных людей помогает построить карьеру
Как изучение биографий известных людей помогает построить карьеру

В мире, где конкуренция на рынке труда растет с каждым днем, многие ищут мотивацию для достижения своих целей. Одним из доступных способов является изучение биографий известных людей. Их жизненные пути могут стать не только источником вдохновения, но и практическим руководством для построения успешной карьеры. Вот пять причин, по которым чтение биографий принесет пользу для профессионального развития.

Что включают в себя навыки карьерного роста?
Что включают в себя навыки карьерного роста?

Навыки карьерного роста – это компетенции, которые помогают находить работу, продвигаться по карьерной лестнице, выявлять возможности, переходить в новые сферы. В зависимости от отрасли это может означать разные вещи. Но есть навыки, которые ценятся практически в любой отрасли: технические, коммуникативные, навыки самоуправления и сотрудничества. Рассмотрим их подробнее.

Что делать, если допустил ошибку на работе?
Что делать, если допустил ошибку на работе?

Все совершают ошибки, поэтому лучше заранее подготовиться к тому, что делать в такие моменты. Несмотря на то, что ситуация может быть напряженной и вызывать волнение, важно сохранять спокойствие, смотреть на вещи объективно, работать над устранением проблемы и извлечь необходимые уроки. Предлагаем шесть шагов в ситуации, когда совершил непреднамеренную ошибку на работе.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны