Командная работа – сложный организационный феномен. К ее преимуществам относятся возможность объединения ресурсов, наличие систем поддержки и ответственности. Недостатки включают конфликты, трудности в принятии решений. Секрет того, как достигать целей в команде, состоит в оптимальном сочетании всех характеристик.
Команда – это:
- объединение людей для решения задачи, как следствие – наличие общей цели и мотивации достижения;
- в бизнесе это единство профессионалов, обладающих определенными компетенциями, дополняющими друг друга;
- в проектной деятельности – это формирование по правилам project менеджента, имеющее конкретные временные рамки работы.
Недостатки и вызовы работы в команде
- Люди могут работать не так усердно, поскольку им кажется, что на них ложится меньшая нагрузка. Ответственность распределена между всеми, и можно столкнуться с эффектом «стороннего наблюдателя»: никто не выполняет задачу, потому что ждет, что ее выполнит другой.
- Трудно достичь консенсуса при обсуждении. Обычно есть кто-то, кто больше заинтересован в принятии решения. Кроме того, существует иерархия, которая означает, что последнее слово принадлежит начальнику или руководителю проекта. Риск заключается в принятии непопулярного решения, вызывающего недовольство остальных.
- Могут возникать личные конфликты, создавая напряженность и дискомфорт. Чем больше людей, тем больше вероятность такой ситуации. К преимуществам работы в команде не относят токсичные отношения, исходящие от одного человека, ссоры и сплетни между коллегами.
- Выполнение задач занимает больше времени. Руководителю приходится ставить индивидуальные цели, проводить совещания, порой иметь дело с некомпетентными людьми. Необходимо договариваться о разделении обязанностей и ответственности.
Работа в команде имеет следующие преимущества:
- коллективная деятельность способствует развитию навыков общения и совместной работы. Когда менеджер принимает во внимание различные точки зрения, он приходит к лучшему решению, потому что учитывает все нюансы;
- опыт, помноженный на количество, помогает выявить то, что может пойти не так. Когда объединяются умные люди, они видят вещи через призму собственного опыта. Это помогает предусмотреть угрозы для проекта, бизнес-риски стратегии, скорректировать планы;
- члены будут поддерживать друг друга, даже если не являются друзьями. Со временем растет лояльность, которая создает сеть поддержки. Именно так поступают люди, испытывающие профессиональную идентичность;
- объединяет экспертов, необходимых для работы над конкретной проблемой или процессом. Вместе они эффективны, так как каждый делает то, что лучше всего умеет. Решение сложной задачи сообща более успешно, чем работа в одиночку;
- разнообразие мнений способствует инновации и творчеству. А иногда просто приятно выпить кофе с коллегой, который понимает, через какие тернии приходится проходить на работе.
Управление командой для достижения общих целей
Секрет заключается в том, чтобы не допускать появления недостатков. Работа должна быть позитивной, приносящей удовлетворение делом. Есть несколько способов не допустить или преодолеть возникшие трудности:
- необходимо поощрять обмен мнениями, свободные коммуникации. Если члены команды не смогут открыто общаться друг с другом, это приведет к конфликту и недопониманию;
- у новичков должна быть возможность обращаться к опытным сотрудникам или руководителю с любыми проблемами или идеями. Знание того, что к вам прислушиваются, помогает почувствовать себя частью общего дела. Это следствие преимущества работы в команде;
- важно укреплять доверие, держать свое слово и выполняя взятые обязательства. Если кто-то из команды срывают свою часть работы, будет трудно что-либо сделать сообща;
- необходимо уважать время и навыки друг друга, справедливо делегируя задачи. Распределение обязанностей и ответственности должно учитывать временные затраты и навыки каждого члена объединения.
В целом, преимущества командной работы намного перевешивают недостатки. Если люди осознают и уважают сильные и слабые стороны друг друга, это становится основой для создания эффективного отдела, проектного объединения, группы добровольцев.
Читать по теме: Становление профессиональной идентичности: понятие, основы, кризис