Особенность магистерского обучения заключается в том, что оно ориентировано на практическую подготовку. Чтобы не ошибиться с выбором, надо определить актуальность продолжения образования, выбрать направление в соответствии с планами профессионального развития, подготовить документы для поступления.
Актуальность поступления в магистратуру
- получение смежной, родственной или новой специальности. Так за два года экономист может стать обладателем диплома юриста, программист углубится в цифровые основы киберсетей, социальный психолог получит право работать с детьми. Исключение составляют медицинские специальности;
- перспективы карьеры на государственной службе, где к конкурсу допускаются кандидаты с образованием не ниже специалитета. Путь бакалавра в науку также лежит через магистратуру;
- сохранение отсрочки от призыва в армию при поступлении в год окончания бакалавриата. Остаются в силе все студенческие льготы: проездной, социальная стипендия. Для кого-то актуально проживание в студенческом общежитии, для других – боязнь начинать самостоятельную профессиональную жизнь.
Выбор программы и формата обучения
Перечень направлений размещается на странице приемной комиссии университета. Форма обучения может быть очной, заочной, очно-заочной, дистанционной.
Сроки приемной кампании не отличаются от таковых для абитуриентов специалитета или бакалавриата. При этом информация о количестве мест на следующий год размещается 1 ноября, то есть заранее можно подумать над выбором, прикинуть свои возможности.
Вузы сами определяют, какие личные достижения абитуриентов учитывать, в какой форме проводить вступительные испытания. Например, конкурсанты на инженерные и ИТ-направления магистратуры ВШЭ должны предоставить портфолио. То есть, надо заранее ориентироваться на его подготовку, если в планах – обучение в «Вышке».
Зарубежные университеты часто требуют от абитуриентов мотивационное письмо. Его цель – оценка обоснованности магистерского направления, способностей к профессиональной деятельности или научным исследованиям. Форма письма, как правило, свободная, но важно подготовить аргументы, изложить все логично и грамотно.
Продолжение обучения по выбранной специальности
Это можно сделать в своем вузе, или поменять учебное заведение. ФГОСы предполагают определенную преемственность разных ступеней образования. Она обнаруживается в наименовании, содержании и нумерации программ. Например, бакалаврское направление по прикладной математике и информатике имеет код 01.03.02, аналогичная магистратура – 01.04.02. Это поможет в поиске актуальной программы.
Выпускникам, которые поступают на направление подготовки, совпадающее с предшествующим, вузы предоставляют льготы. В ЛЭТИ, например, делают перезачет дипломов: средний бал приложения умножается на 20, округляется и получается балл вступительного испытания. Право сдавать экзамен у абитуриента сохраняется.
При целевом обучении закон дает право перезаключить договор с организацией, направившей абитуриента на обучение в бакалавриат. Вузы выделяют до 20% мест под такие категории абитуриентов. Отработать после получения придется те же три года, что и после первой ступени образования.
Есть организации, которые не набирают бакалавров, а занимаются углубленной научной подготовкой. Например, в Государственном НИИ органической химии и технологии, Институте последипломного образования Центра психиатрии и неврологии обучаются только магистры и аспиранты.
Изменения подготовки и возможные карьерные треки
Рассмотрим несколько вариантов, при которых смена программы обучения на втором уровне является экономически и профессионально обоснованной:
- маркетинг + экономика: актуально для маркетологов-аналитиков, при планировании управленческой карьеры в должности директора по маркетингу и рекламе;
- экономика + программирование: перспективно для специалистов ИТ-отделов коммерческих предприятий, банков, программистов 1С и разработчиков корпоративных программ.
К выбору направления магистратуры после бакалавриата необходимо подойти осознанно и ответственно. В этом – залог правильно выстроенного профессионального пути и успешного построения карьеры.
Читать по теме: Особенности экстерната как формы образования