Как развить навыки коммуникации?

Коммуникацию можно определить как взаимодействие, при котором две или более сторон участвуют в передаче информации. Это происходит ежедневно у большинства людей. Общение не всегда вербальное, оно включает язык тела, мимику, язык жестов. Для совершенствования этих навыков требуется сосредоточенность, саморефлексия и тренировка.

Осознание коммуникации как взаимодействия

Процесс, который происходит в уме, когда мы общаемся, довольно сложный. Если вам когда-либо приходилось выступать публично и испытывать внезапный прилив адреналина или паники, вы знаете, как эти чувства могут повлиять на коммуникативные способности. Система «бей или беги» в мозгу сообщает организму, что появилась опасность, возникает учащенное сердцебиение, повышенное потоотделение, сухость во рту или дрожь в руках. Тело может отреагировать от простого осознания, что другие люди будут присутствовать при общении. Это мешает улучшить коммуникативные навыки.

Надо понимать, что коммуницирование – это межличностное взаимодействие. Осознание этого поможет снять напряжение, напомнит, что успех в коммуникации не всегда полностью зависит от нас. Это «улица с двусторонним движением». Установление границ или управление ожиданиями помогает восстановить контроль над речевым процессом.

Осознание коммуникации как взаимодействия

Саморефлексия и анализ опыта

Один из способов развития коммуникативных навыков заключается в том, что у каждого есть миллион и один пример, над которыми можно поразмыслить в процессе улучшения.

Вспомните ситуации, когда кто-то, с кем вы общались, изменял мнение. Подумайте о том, что получилось хорошо. Вы объяснили доводы четко? Или нашли время выслушать собеседника, прежде чем сформулировать мысль? Теперь вспомните случаи, когда все шло не очень хорошо. Вы перебивали оппонента? Или действовали навязчиво и агрессивно?

Существует множество способов проанализировать эти явления, чтобы прокачать коммуникативные навыки. Некоторые важные факторы могли быть связаны с обстоятельствами, в которых проходило взаимодействие или с эмоциональным состоянием. Например, неподходящее время, усталость, стресс, рассеянность. Оглядываясь назад, можно отличить катализатор плохого взаимодействия от ключа к хорошему.

Расстановка приоритетов

Мысли о предстоящем общении могут привести к растерянности. Беспокойство часто вызывают проблемы, которые нужно обсудить, или собственная компетентность: «Достаточно ли я квалифицирован, чтобы говорить об этом?», «Как мне подступиться к вопросу?», «Смогу ли я все объяснить?», «Как заставить конкретного человека слушать?».

Хотя невозможно предсказать, как кто-то воспримет общение или отреагирует на сообщение, можно попытаться проникнуть в образ мыслей респондента. Такой способ позволит адаптировать содержание информации и персонализировать способ ее передачи. Если сомневаетесь, не раздумывайте – относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Благодаря этому подходу можно общаться с позиции признания получателя, а не только с учетом собственной точки зрения. Иногда переступить через себя и занять место кого-то другого, прежде чем приступить к общению – лучший способ начать разговор.

Тренировка для отработки скиллов

  • Во время общения делайте паузы, чтобы понять свои чувства и понаблюдать, что могут чувствовать другие. Не отвлекайтесь на посторонние мысли или телефонные звонки. Оставаться присутствующим в моменте – лучший способ повысить осведомленность о ситуации и анализировать, как идут дела.
  • Если хочется вмешаться, когда говорит другой, потренируйтесь делать вдох каждый раз, когда чувствуете желание сказать. Контролируемое дыхание снижает напряжение, позволяет разуму успокоиться и сосредоточиться на том, что происходит. Способ позволяет избежать реактивности, импульсивности и невежливости.
  • Умение задавать вопросы – часть основного навыка коммуникации. Если чувствуете себя неуверенно, попробуйте высказать свои сомнения открыто, сделать свои вопросы частью беседы. Это нормально – останавливать себя, чтобы спросить кого-то, следит ли он за ходом общения. И лучше вежливо прервать собеседника, чтобы что-то уточнить, чем не слушать вообще.

Практика имеет решающее значение в развитии навыков коммуникации с людьми. Она позволяет проверить себя, посмотреть на результаты и улучшить их.

Читать по теме: Эффективное ведение переговоров в бизнесе: принципы, техники

Рекомендуем

Компании