Школа – это дисциплина, расписание, послушание. Безусловно так, но это еще и место, где дети взрослеют, радуются, спорят, конфликтуют. Скольких сломанных судеб можно было бы избежать, если бы для каждого ученика нашелся педагог, которому можно открыться. Уважение личности в ребенке, отсутствие диктата, предсказуемость действий взрослых – основа построения доверительных отношений между учителем и учеником.
Итак, подробнее о способах формирования таких отношений.
1. Запомните имя ученика
Может показаться очевидным, что учитель должен знать имя ученика. Проще всего это сделать классному руководителю, а учителя-предметники не всегда стараются запоминать имена подопечных. Однако это важный и заслуживающий доверия фактор, без которого невозможно установить надежный контакт с учеником.
Если есть проблема с запоминанием имен, можно попробовать одно упражнение. Повторяйте имя человека, всякий раз, когда обращаетесь к подростку: «Хорошая работа, Катя», «Максим, можешь помочь повесить карту на доску?».
2. Умейте задавать хорошее начало дня для детей
Делайте это перед каждым уроком. По сравнению с официальным «Здравствуйте!» фраза «Доброе утро!» располагает к человеку, настраивает на доверительный лад. И не забывайте улыбаться! Ученые считают, что улыбка на лице собеседника способствует выработке «гормона счастья» – серотонина и помогает расслабиться.
Посвятите 3-4 минуты неформальному общению, задайте вопросы, если заметили что-то важное или интересное. Скажите Лизе, что ей очень идет новая стрижка. У Димы пластырь на лбу, поинтересуйтесь, что случилось? Тимур выглядит немного уставшим, он плохо себя чувствует? Чем вчера занималась Аня в свободное время? Но не будьте навязчивы.
3. Поддерживайте структуру обучения
Четкая, понятная и постоянная система создает спокойствие на уроках. Не забывайте записывать на доске тему, цель, задачи каждого занятия. Если собираетесь провести следующий урок в нестандартном формате, в виде диспута или перекрестного экспресс-опроса, предупредите детей заранее. Непредсказуемость даже в мелочах – это основа подозрительности и нервозности.
Благодаря структуре и системности ученик получает контроль над временем, знает, чего ожидать во время занятий. Это позволяет ребенку вкладывать свою энергию в обучение и укрепит статус учителя как надежного человека.
4. Справедливость не есть «уравниловка»
Важно уметь относиться к детям по-разному. Формула «Для меня все равны!» несет в себе элемент диктата. Поясним: ученики имеют разные навыки, способности, интересы и таланты. Если Матвей в 7 классе знает несколько языков программирования, а Настя корпит над элементарной задачкой, будет справедливо оценивать не только результат, но и вложенные усилия.
Так учитель сможет ослабить сопротивление отдельных учеников и сохранить доверительные отношения. Во многом это не столько вопрос заботы об умениях и навыках каждого ребенка, сколько способности учителя не создавать ситуации, ведущие к неудаче. Важность справедливости заключается в том, чтобы относиться к детям в зависимости от их обстоятельств, а не жестких и непоколебимых педагогических принципов. Тогда ученики будут доверять учителю.
5. Умейте принимать критику на свой счет
Странно слышать о критике в адрес учителя со стороны учеников, но это необходимо для установления доверительных отношений. Если вы, как учитель, открыто признаете свои ошибки, заявляете о них сами и адекватно воспринимаете замечания – это всегда вызывает уважение. А если ваша позиция звучит как «Учитель всегда прав!», вас будут бояться и избегать.
Приучите себя получать обратную связь от ученика. Задавайте провокационные вопросы, например: «Что тебе не понравилось сегодня на уроке?», «Сможешь ли ты сдать ЕГЭ по моему предмету без репетитора?». Ориентируйтесь на то, что человек, который приходит к вам с критикой, делает это с добрыми намерениями.
Основным условием хорошего самочувствия в школе является ощущение безопасности – и для детей, и для педагогов. Но именно учителю даны опыт, умение и мудрость, чтобы выстроить доверительные отношения с учеником.
Читать по теме: Внешкольные занятия: как и что выбрать?