Как построить доверительные отношения между учителем и учеником?

Школа – это дисциплина, расписание, послушание. Безусловно так, но это еще и место, где дети взрослеют, радуются, спорят, конфликтуют. Скольких сломанных судеб можно было бы избежать, если бы для каждого ученика нашелся педагог, которому можно открыться. Уважение личности в ребенке, отсутствие диктата, предсказуемость действий взрослых – основа построения доверительных отношений между учителем и учеником.

Итак, подробнее о способах формирования таких отношений.

1. Запомните имя ученика

Может показаться очевидным, что учитель должен знать имя ученика. Проще всего это сделать классному руководителю, а учителя-предметники не всегда стараются запоминать имена подопечных. Однако это важный и заслуживающий доверия фактор, без которого невозможно установить надежный контакт с учеником.

Если есть проблема с запоминанием имен, можно попробовать одно упражнение. Повторяйте имя человека, всякий раз, когда обращаетесь к подростку: «Хорошая работа, Катя», «Максим, можешь помочь повесить карту на доску?».

Как построить доверительные отношения между учителем и учеником?

2. Умейте задавать хорошее начало дня для детей

Делайте это перед каждым уроком. По сравнению с официальным «Здравствуйте!» фраза «Доброе утро!» располагает к человеку, настраивает на доверительный лад. И не забывайте улыбаться! Ученые считают, что улыбка на лице собеседника способствует выработке «гормона счастья» – серотонина и помогает расслабиться.

Посвятите 3-4 минуты неформальному общению, задайте вопросы, если заметили что-то важное или интересное. Скажите Лизе, что ей очень идет новая стрижка. У Димы пластырь на лбу, поинтересуйтесь, что случилось? Тимур выглядит немного уставшим, он плохо себя чувствует? Чем вчера занималась Аня в свободное время? Но не будьте навязчивы.

3. Поддерживайте структуру обучения

Четкая, понятная и постоянная система создает спокойствие на уроках. Не забывайте записывать на доске тему, цель, задачи каждого занятия. Если собираетесь провести следующий урок в нестандартном формате, в виде диспута или перекрестного экспресс-опроса, предупредите детей заранее. Непредсказуемость даже в мелочах – это основа подозрительности и нервозности.

Благодаря структуре и системности ученик получает контроль над временем, знает, чего ожидать во время занятий. Это позволяет ребенку вкладывать свою энергию в обучение и укрепит статус учителя как надежного человека.

4. Справедливость не есть «уравниловка»

Важно уметь относиться к детям по-разному. Формула «Для меня все равны!» несет в себе элемент диктата. Поясним: ученики имеют разные навыки, способности, интересы и таланты. Если Матвей в 7 классе знает несколько языков программирования, а Настя корпит над элементарной задачкой, будет справедливо оценивать не только результат, но и вложенные усилия.

Так учитель сможет ослабить сопротивление отдельных учеников и сохранить доверительные отношения. Во многом это не столько вопрос заботы об умениях и навыках каждого ребенка, сколько способности учителя не создавать ситуации, ведущие к неудаче. Важность справедливости заключается в том, чтобы относиться к детям в зависимости от их обстоятельств, а не жестких и непоколебимых педагогических принципов. Тогда ученики будут доверять учителю.

5. Умейте принимать критику на свой счет

Странно слышать о критике в адрес учителя со стороны учеников, но это необходимо для установления доверительных отношений. Если вы, как учитель, открыто признаете свои ошибки, заявляете о них сами и адекватно воспринимаете замечания – это всегда вызывает уважение. А если ваша позиция звучит как «Учитель всегда прав!», вас будут бояться и избегать.

Приучите себя получать обратную связь от ученика. Задавайте провокационные вопросы, например: «Что тебе не понравилось сегодня на уроке?», «Сможешь ли ты сдать ЕГЭ по моему предмету без репетитора?». Ориентируйтесь на то, что человек, который приходит к вам с критикой, делает это с добрыми намерениями.

Основным условием хорошего самочувствия в школе является ощущение безопасности – и для детей, и для педагогов. Но именно учителю даны опыт, умение и мудрость, чтобы выстроить доверительные отношения с учеником.

Читать по теме: Внешкольные занятия: как и что выбрать?

Рекомендуем

Стажер отдела медиапланирования и работе с клиентами

г. Москва, ул. Ярцевская, д. 19
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Риелтор Агентства недвижимости «Парад недвижимости»

Симферополь, ул. Зои Жильцовой, 15
70000 ₽
Срок подачи заявок

Повар-практикант в Кофемании

Готовы подобрать ресторан рядом с домом
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Фасовщик

Москва, Рязанский проспект, д.2, корп.2
43500 – 43500 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Кассир

Москва, Ходынский бульвар, д.4, ТЦ АвиаПарк
46800 – 46800 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Дизайнер

Москва, ул. Верхняя Красносельская, 3А
60000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Инженер IT

Москва, ул. Верхняя Красносельская, 3А
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Бухгалтер по расчету заработной платы

Москва, ул. Верхняя Красносельская, 3А
81900 – 81900 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Официант-стажер в Mriya Resort & SPA

Ялта, с. Оползневое, yл. Генерала Острякова, л. 9
40000 – 40000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Координатор социальных проектов в Mriya Resort & SPA

Ялта, с. Оползневое, yл. Генерала Острякова, л. 9
40000 – 40000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок
Биоэтик

Биоэтик

Биоэтик – это специалист, занимающийся анализом и решением этических вопросов, возникающих в области биомедицины, здравоохранения и биологических исследований.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

Задай вопросы лучшим профориентологам страны