От уроков профориентации Дни карьеры отличаются комплексностью и масштабностью. Чтобы организовать интересное мероприятие, надо объединить усилия старшеклассников, учителей, представителей вуза или колледжа и работодателей.
Особенности карьерных мероприятий для школьников
- Организуются, как правило, для выпускников, учеников 9-х, 10-х и 11-х классов. Для школьников младших классов и среднего звена понятие карьеры еще не актуально. Старшеклассники же находятся в ситуации выбора профессии с учетом ее востребованности, оценки потенциала своего карьерного развития.
- Упор делается на примеры из жизни состоявшихся специалистов. В начальной школе достаточно читать рассказы о разных профессиях, в средней – смотреть фильмы. А старшеклассники хотят узнать о сути конкретной работы. Их интересуют плюсы и минусы специальности, возможности трудоустройства и потенциал отрасли через три – пять лет, к тому моменту, когда они получат диплом колледжа или университета.
- Комплексность мероприятия реализуется с помощью состава участников. За пример можно взять дни карьеры «Время выбирать», которые проводятся в рамках программы «Профессионалитет» в учреждениях среднего профессионального образования. В методических документах подчеркивается, что важно учитывать потребности работодателей региона, их участие в организации дней карьеры обязательно.
Формат и инструменты мероприятия
- Оптимальным для однодневного Дня карьеры в школе будет кластерный подход к выбору темы мероприятия. Кластер – это отрасль. Можно взять родственные по виду деятельности, смежные направления. Например «Строительство» и «Архитектура и дизайн». Или «Медицина, акушерство» и «Социальная работа».
- Выбор кластеров для Дня карьеры в школе определяется в итоге профилем учебных заведений, готовых участвовать в мероприятии. Например, если в городе есть педагогический колледж и соответствующий факультет в университете, не составит труда подготовить День карьеры для отраслей «Педагогическое образование», «Инклюзивная деятельность и сопровождение лиц с особыми потребностями», «Социокультурная деятельность и организация досуга».
- В роли объединяющего звена выступает мотивационная дискуссия на тему «Как молодому специалисту построить карьерную траекторию». В ходе нее школьники, преподаватели профессиональных учреждений, представители компаний могут вместе обсуждать вопросы кросс-функциональности, важности мета-навыков, конкретных компетенций для выпускника.
- Обязательно присутствие молодых специалистов. Тех, кто окончил вуз не более пяти лет назад и добился заметных успехов в профессии. Или тех, кто последовательно выстраивает свою карьеру и способен рассказать о трудностях и удачах на каждом этапе.
Эта часть мероприятия может быть как в онлайн, так и офлайн виде. Первый вариант – это видеоролики. Интереснее всего, если в качестве героев будут выбраны выпускники той же школы, в которой проходит День карьеры и вуза, присутствующего на мероприятии. Достаточно три – пять роликов. Для офлайн варианта можно пригласить не более двух представителей разных профессий, так как допустим формат «рассказ – вопросы и ответы». - Хорошо воспринимаются школьниками мастер-классы профессионалов. Психолог и социальный работник могут провести для старшеклассников тематический тренинг, дизайнер и архитектор – показать этапы проектирования 3D модели в реальном времени, менеджер по контролю качества – продемонстрировать процесс определения фальсификата знакомых продуктов.
Роль каждого участника в организации и проведении
- школа: предоставляет площадку мероприятия, привлекает учащихся старших классов, организует рекламу на сайте и в официальной группе в социальных сетях;
- профессиональное учебное заведение: разрабатывает концепцию, готовит панельную дискуссию, приглашает экспертов для проведения тренингов;
- работодатель: участвует в съемке видеоматериалов о людях разных профессий, готовит мастер-классы, отбирает кандидатуры участников для рассказа о карьерном становлении в отрасли и в компаниях.
Учет этих советов и идей поможет сделать День карьеры в школе не только интересным, но и полезным.
Читать по теме: Профессии, связанные с устойчивым развитием: карьера для защиты планеты