Люди сталкиваются на работе с разными видами давления: крайними сроками, ожиданиями работодателя, обширными процедурами. Еще один формат давления проявляется в скрытом воздействии, или манипулировании. Такое поведение в бизнесе не способствует созданию атмосферы открытого общения и равенства. По этим причинам руководители должны бороться с манипулятивным поведением и пресекать его.
На что обращать внимание?
Первый шаг – быть настороже, когда человек, часто подчиненный, пытается подружиться. Хотя для людей нормально быть дружелюбными, сигналом должно быть навязчивое поведение. Помните о неестественных дружеских отношениях, которые завязываются слишком быстро или которые не нормальны. Например, когда подчиненный демонстративно раздувает эго начальника: льстит, пытается угадать и выполнять желания, инициирует выполнение поручений, не входящих в обязанности.
Руководитель может манипулировать сотрудником, разговаривая с ним свысока в присутствии коллег или клиентов. Тем самым он открыто демонстрирует власть. А исподволь как бы говорит: «Видишь, ты не можешь быть умнее меня».
Среди коллег возможны ситуации перекладывания ответственности или обязанностей через манипуляции. Например, выражение недопонимания, просьбы помочь в деле, которое не должно вызывать затруднений. Или игнорирование молодого сотрудника, который опытнее и умнее возрастного коллеги.
Будьте внимательны и тверды
Понаблюдайте за поведением манипулятора. Составьте список способов, которые он использует. В арсенале манипулятора много тактик. По словам Джорджа К. Саймон, автора книги «В овечьей шкуре», манипулирование включает игнорирование, игру в «жертву» или «слугу», проецирование вины, преуменьшение события или ситуации, соблазнение, ложь, запугивание, отвлечение внимания.
Продолжайте наблюдать как минимум в течение месяца. Обратите внимание, если манипуляция проявляется только с определёнными коллегами или в конкретных стрессовых ситуациях. Есть особый вид сотрудников, которых называют токсичными. Для них манипуляции – это естественное поведение.
Когда убедитесь, что сталкиваетесь с манипулятивным поведением, скажите человеку об этом открыто. Проведите четкую грань между собой и антагонистом. Заявите о своей позиций без колебаний, вежливо, но твердо. При необходимости дистанцируйтесь от манипулятора, чтобы дать обеим сторонам возможность переоценить ситуацию и провести мозговой штурм для поиска решения проблемы.
Используйте формальные инструменты
Ознакомьтесь с политикой компании, должностными инструкциями и правилами трудового распорядка. Проанализируйте потенциальное влияние манипуляций на других сотрудников и компанию в целом. Подумайте, какие нормы можно использовать в борьбе с неконструктивным поведением.
Встретьтесь с сотрудником-манипулятором. Расскажите ему обо всем, что заметили и записали в отношении его поведения. Спросите, осознает ли он, что манипулирует другими. Манипуляция часто возникает как защитный механизм, а это значит, что некоторые люди не осознают, насколько тонко они принуждают других. Здесь и пригодятся примеры. Дайте манипулятору возможность рассказать о том, почему он так себя ведёт.
Поговорите о проблемах, которые могут возникнуть из-за такого поведения. Расскажите о дисциплинарных правилах компании, касающихся отношений между сотрудниками. Отвечайте только на вопросы, не реагируйте на утверждения антагониста. Задавая вопросы, манипулятор вынужден быть прямолинейным и раскрывает истинную цель или желание.
Сообщите человеку, склонному к манипуляциям, что в отношении него будут приняты дисциплинарные меры. Используйте нормы, которые касаются оспаривания полномочий и неподчинения. Сотрудник, работающий по найму, находится в условиях отношений «начальник – подчиненный». Это значит, что работодатель вправе ожидать от него поведения, которое способствует достижению целей компании.
Манипуляциям могут подвергнуться и опытные сотрудники и молодые, руководители и подчиненные. Если такие отношения мешают работе – их необходимо останавливать и исправлять.
Читать по теме: Моббинг на работе: причины и последствия