Изначальная задача игры – знакомство ребенка с окружающим миром, освоение социальных ролей, выработка определенных моделей поведения. Практика показывает, что «настолки» и симуляции эффективны и при обучении взрослых людей. Так легче запомнить имена и должности коллег, раскрыть внутренний потенциал, заучить и отработать рутинные процедуры.
Визуализируем вхождение коллектив новых сотрудников
Одна из задач адаптации – как можно быстрее познакомиться с ближним кругом коллег, а также понять общую структуру компании. В данном случае можно использовать настольную игру с карточками.
На каждой карточке есть изображение и текст: фото сотрудника, название должности, расположение рабочего кабинета, а также ключевые. Например: «курирует отдел региональных продаж», «размещает информацию в 1С», «знает всех менеджеров по РП». Каждый отдел имеет свое цветовое обозначение. Например, бухгалтерия – зеленая, отдел персонала – синий, а администрация – оранжевая.
Для игры новичку выдается только тот блок карточек, который пригодится ему в реальной работе на первых шагах. Например, финансовому менеджеру придется чаще всего сотрудничать с начальником производства (для бюджетирования), бухгалтером (для контроля проводок), менеджерами отделов продаж и т.п.
Также есть несколько «рабочих полей», отображающих комплекс бизнес-процессов. Например, «Продажи»: от формирования заявки для производственного подразделения до контактов с байером в торговой сети.
Новичок в процессе рассказа об основных обязанностях должен найти карточку нужного сотрудника и разместить ее в игровом поле. Таким образом он сможет пошагово «пройти» конкретный бизнес-процесс, увидеть его в целом и запомнить всех участников.
Актуализируем кадровый резерв с помощью метафорических карт
Бланки, инструкции, программы обучения с подписями сотрудников – это несомненно важно. Но иногда за ними теряется индивидуальность резервиста. Действительно ли он подходит на новую должность? Насколько сильна мотивация для расширения обязанностей?
Докопаться до сути помогут метафорические ассоциативные карты. МАК – это вариант проективной методики. Можно использовать разработанные и апробированные наборы, или подготовить свои. В любом случае необходима колода карточек (от 16 до 32) с определенным сюжетом. Игра может проходить один-на-один с HR-менеджером или в групповом формате.
Например, для выявления готовности к самостоятельной управленческой работе, можно выбрать тему «Конфликты и Проблемы». Сюжеты изображений могут быть как открытые («Два человека кричат друг на друга»), так и метафорические («Котенок с тоской смотрит в окно»).
Участник берет карточку и описывает, какую ситуацию он видит, существует ли здесь проблема и как ее разрешить. Задача ведущего – понять из свободных рассуждений игрока насколько он способен к структурированной деятельности, понимает ли истинные мотивы поведения людей, умеет ли разрешать конфликты. Возможно, желание стать руководителем не согласуется с внутренним потенциалом, или просто не хватает нужных компетенций.
«У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон»
Лучший способ обучать работе со скриптами – несколько раз отыграть их. Такая методика актуальна для сотрудников клиентского сервиса, претензионного отдела, менеджеров телефонного отбора персонала.
Игровой тренинг подразумевает отработку разных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе общения по телефону. Одно дело – четко действовать по скрипту. И другое – оказаться один на один с рассерженным или невнимательным собеседником. При этом вести себя всегда надо вежливо и корректно.
В игре участвуют двое – «сотрудник» и «клиент». Одна и та же тема (например, «Расскажите, почему изменились условия договора?»), но разные собеседники. В одном случае это «Разъяренный тигр», в другом – «Милая обезьянка», в третьем – «Вальяжная кошка». Ученик должен найти правильные слова и тональность, чтобы ответить на все вопросы собеседника в определенном образе и оставить его удовлетворенным сервисом компании.
Это лишь несколько примеров игр, которые можно использовать для обучения персонала, не прибегая к сложным тренажерам и компьютерным программам. Попробуйте – и вы поймете, что и взрослым больше нравится учиться, если это увлекательно и нестандартно.
Читать по теме: Как управлять творческими людьми?