Истинную продуктивность от ложной отличает умение не увязнуть в мелочах, обходить препятствия, расставлять приоритеты и помнить о главной цели работы. Некоторые вещи требуют больше времени и усилий для доработки, в этом случае эффективность превосходит продуктивность. С другой стороны, если кто-то выполняет 15 задач за день, это не значит, что он более продуктивен. Возможно, он откладывал важное дело или выполнял только малоценную работу.
Такая противоречивая продуктивность
Классическое определение повышения эффективности труда подразумевает производство большего количества товаров или услуг за определенный промежуток времени. Генри Форд считал, что высокая производительность должна включать меньше трудовых усилий, чем обычно. Это базовые знания, которые не всегда применимы к современной экономике, основанной на услугах и технологиях.
Возьмем редактора, который вырезает из романа 10 000 лишних слов. Согласно классическому определению (скорость выпуска продукции на единицу вложенного труда), его производительность отрицательна. На самом деле сокращения сделали текст понятным для чтения, повысили вероятность публикации.
Отличить ложную продуктивность от истинной не сложно. Для этого нужно честно проанализировать повседневную деятельность. Не стоит путать результат (или количество) с продуктивностью. Например, человек пишет 1000 строк кода в день, но код неэффективен и требует множества правок. А можно потратить больше времени, написать всего 500 строк кода, но без ошибок. Иногда решение одной важной задачи экономически выгоднее, чем выполнение 15 малозначимых дел.
С другой стороны, малоценные задачи не всегда непродуктивны. Например, ведение базы данных, редактирование и очистка почтового ящика – это важные дела, потому что экономят время в будущем. Однако в краткосрочной перспективе они могут показаться потерей производительности и не принесут прямой выгоды организации. Рутинная, скучная, незаметная работа может быть значимой, если в данный момент она не отвлекает от другой, более важной цели.
Как отучить себя от непродуктивной деятельности
- Бойтесь перфекционизма. В желании довести работу до идеала можно дойти до крайности, вплоть до полного отсутствия результата. Исправляйте ошибки на ходу. Например, если есть склонность писать слишком длинные предложения в деловой переписке, следуйте за ходом своих мыслей, а затем возвращайтесь и редактируйте. Это позволит не мучиться, пытаясь с первого раза сформулировать предложение правильно. Для этого есть редактура. Если пытаться сделать все идеально перед началом работы, можно никогда не приступить к делу.
- Не действуйте наугад. Проактивность всегда лучше реактивности. Верный способ помешать продуктивности – прикидывать на глаз или изучать что-то только тогда, когда это нужно. Учитесь на протяжении всей жизни. Хотя обучение на рабочем месте по-прежнему важно, начните с самообучения.
Изучайте свою сферу как можно лучше, прежде чем приступать к работе. Больше читайте: про используемые технологии, тайм-менеджмент, как укладываться в сроки, как использовать особенности психологии человека. Так вы добьетесь большего. - Не забывайте о целях. Древняя индейская поговорка гласит: «Когда ты по шею в крокодилах, трудно вспомнить, что главная цель – осушить болото». Найдите способ обойти хищников и займитесь осушением болота, несмотря на препятствия. Даже если крокодилы попытаются напасть, большинство просто покинет неудобное место. Обычно так бывает с любым аллегорическим болотом (проблемой) и символическими крокодилами (препятствиями. Всегда думайте, как обойти препятствия, которые стоят на пути к цели.
- Делайте жизнь лучше «здесь и сейчас». Можно потратить годы на борьбу с рутиной, прокрастинацию и позволять мелочам себя закапывать себя. Не обманывайтесь, не притворяйтесь продуктивным. Определите четко, к какой цели идете, не дайте победить лени, самокопанию и унынию.
Истинная продуктивность отличается от фальшивой наличием результата при решении главной задачи. Можно быть все время чем-то занятым, убивать время в мелких задачах или самокопании. Но стоит ли обманывать себя? Подумайте и используйте эти советы, чтобы исправить ситуацию.
Читать по теме: Как правильно говорить «нет» в командной работе