В напряженной трудовой обстановке все время говорить «да» нереалистично и вредно для здоровья. Научившись правильно отказывать, можно снизить уровень стресса и продвинуться по карьерной лестнице, не сжигая за собой мосты. Важно поддерживать позитивный настрой, быть уверенным, четко указывать причину и предлагать альтернативу.
Ниже перечислим способы сказать «нет», не испортив при этом отношения и карьеру.
Заранее отрепетируйте
Конечно, никогда не знаешь, когда поступит сложный запрос, но это не значит, что нельзя подготовить список полезных ответов. Когда мы составляем конкретный план, мы с большей вероятностью будем действовать в соответствии с первоначальными намерениями.
Вот несколько профессиональных фраз: «Спасибо, что подумали обо мне. Сейчас у меня очень плотный график», «Я подумаю об этом, хотя уже работаю над проектами А и Б». Такой подход полезен, когда нужно сказать «нет» начальнику, что сложнее, чем отказать коллеге. Бизнес-тренеры предлагают потренироваться вслух в надежде, что со временем это станет проще.
Придумайте триггерные фразы
Важное значение имеют слова, которыми вы дополняете отказ. Такие термины, как «расставлять приоритеты», «ответственность», «поддержка» хорошо использовать в качестве смягчения ответа. Хитрость заключается в том, чтобы избегать негативных слов и оборотов, которые создают общий неприятный фон, ставят собеседников в неловкое положение.
Избегайте таких слов, как «к сожалению» или «не могу». Вместо этого используйте позитивные фразы: «Как еще я могу вас поддержать?». Придавая своему «нет» оптимистичный оттенок с помощью триггерных фраз, вы будете уверены в правильном восприятии отказа.
Исходите из установки на решение
Спросите, можете ли вы внести вклад в проект другим способом или заняться им позже. Ищите небольшие способы помочь, не взваливая на себя всю работу. Например, участвуя в сеансах мозгового штурма или читая черновик. Нужно показать, что вы хотели бы помочь, но в данном случае невозможно выполнить всю задачу.
Подчеркните, что коллега может вернуться с просьбой в будущем. Используйте следующие фразы: «Я могу помочь, сделав часть работы», «Вы рассматривали эту альтернативу?».
Предложите реферал
Эта тактика беспроигрышна для всех. Предложите других коллег, у которых больше возможностей или соответствующего опыта. А еще лучше – внешнего фрилансера, реферала.
При этом не используйте слово «но» которое звучит как оправдание. Вы предлагаете реальную альтернативу. Такой прием полезен при отказе руководителю. Например: «Могу ли я предложить, чтобы [Х – коллега или фрилансер] решил эту задачу? Он разбирается в этой области и делает все вовремя. Вы будете довольны».
Будьте чуткими и сострадательными
Всегда полезно признать, что «нет» может создать дополнительные трудности для того, кто просит. Добавление фразы: «Я понимаю, что мое решение создает проблемы», может изменить ситуацию, сделать вас союзником, а не противником.
Худшая тактика – не отвечать, игнорировать просьбу и надеяться, что все поймут намек. Это покажет, что вы не уделяете должного внимания человеку, который обращается с просьбой. Такой способ похож на манипуляцию и приводит к токсичным отношениям. Отвечайте быстро и признавайте важность позиции другого человека.
Используйте «мы», а не «я»
Использование слов «наш» и «мы» формирует чувство командной работы. Вы не можете помочь в данном конкретном случае, но вы командный игрок и движетесь в том же направлении, что остальные участники. Этот подход эффективен, когда приходится отказывать от имени коллектива. «Нет» в данном случае покажет в вас лидера, который стремится защитить коллектив.
Такой подход оценит вышестоящее руководство и подчиненные, ведь вы ставите на первое место общие потребности и благополучие. Подойдет фраза вроде такой: «Наш отдел работает над проектами А и Б. Как только завершим, вернемся к обсуждению новых задач».
Заканчивайте на позитивной ноте. Отказывайте профессионально, вежливо и уверенно, не оставляя места для дальнейших сомнений.
Читать по теме: «Я боюсь» или Как преодолеть страх и достичь своих целей