Современные технологии выступают инструментами поддержки в ходе профориентации детей и взрослых. Машинное обучение помогает анализировать рынок труда, составлять профили профессий. Искусственный интеллект используется для прогноза востребованности специальностей, построения траектории карьерного развития. Виртуальная реальность дает возможность попробовать себя в новой роли.
Анализ трендов с помощью машинного обучения (ML)
Приложения на основе ML умеют выявлять закономерности на основе больших данных за относительно короткое время. Соответствующие технологии используются, чтобы сопоставить навыки конкретного человека с профилями должностей. Тем самым облегчается выбор профессии.
С помощью специальных приложений можно проанализировать тысячи опубликованных вакансий. Затем выявить краткосрочные и долгосрочные изменения, понять, как они соотносятся с тенденциями рынка труда или профессионального обучения.
В работе с подростками и студентами методика позволяет наглядно показать, насколько личностные интересы соответствуют современным запросам. Сначала проводится психометрическое тестирование. Затем через аналитику рекрутинговых порталов формируется база вакансий по выбранному направлению. Третий шаг – сравнение профиля личности и требований работодателей по конкретным позициям.
Построение профессиональной траектории с помощью искусственного интеллекта (ИИ)
ИИ уже используется для индивидуализации образования. Например, в программном обеспечении при изучении языков, в цифровых профессиональных играх. Через промты искусственный интеллект можно нацелить на разработку упражнений для выявления профессиональных компетенций у школьников.
С помощью приложений с ИИ можно запускать таргетированную рекламу профориентационных услуг. Действует технология так: боты анализируют поведение людей при поиске работы в интернете и выявляют тех, кто нуждается в развитии карьеры. На основании запросов формируется персональное предложение или целевая программа.
Мобильные формы профессионального консультирования
Существуют в формате передвижных лабораторий. Целевая аудитория – выпускники школ и колледжей, молодые специалисты. Выездной «профитрак» размещается в брендированном фургоне. В нем можно пройти личностное тестирование, подобрать профессию по онлайн-каталогу, получить консультацию специалиста.
Преимущество технологии – в доступности. Лабораторию можно пригласить на межшкольное профориентационное мероприятие, на молодежный городской фестиваль. Школьник способен сам выбрать необходимые профориентационные услуги. А затем запланировать визит в удобном месте, отслеживая передвижение профитрака по городу на сайте.
Также в лаборатории можно узнать о программах дополнительного обучения. Специально установленное приложение дает шанс сравнить разные курсы и выбрать подходящий. Аналогичная услуга предоставляется выпускникам колледжей. Только они выбирают университет, в который смогут поступить с учетом полученного образования и интересов.
Профессиональные пробы с технологиями виртуальной реальности
В опции специального приложения входит возможность почувствовать себя в разных профессиях. Конечно, набор ограничивается разработками, заложенными в программное обеспечение гарнитуры. Но ассортимент профессий постоянно расширяется. Целевая аудитория методики – старшеклассники, студенты колледжей.
VR-шлем позволяет проверить на себе необычную и даже экзотическую деятельность. Например, сесть за штурвал реактивного самолета, узнать, что испытывает пилот и оценить собственную стрессоустойчивость. Или оказаться в роли баристы: готовить кофе, одновременно отвечая на вопросы клиентов.
Для очков виртуальной реальности с предустановленным на смартфон приложением разработаны учебные видеофильмы. В формате обзора 3600 интересно познакомиться с профессиями будущего, проследить этапы карьерного развития в интересующей отрасли. А также получить ответы на вопросы от встроенного бота-профконсультанта.
Инновационные методики не только облегчают процесс профориентации, но и делают его увлекательным и запоминающимся.
Читать по теме: Профориентационные игры и упражнения