Нормы, ценности и правила, которые определяют поведение человека в процессе профессиональной деятельности объединяются в профессиональную культуру. Это широкое понятие включает корпоративную и личную трудовую культуру. Для ее поддержания необходимо определить общие ценности, миссию, поддерживать разнообразную рабочую среду и коммуникации.
Рассмотрим разнообразие видов профессиональной культуры и способы поддержания.
Типы культуры труда
В 1983 году исследователи Роберт Куинн и Джон Рорбо решили определить структурные различия в профессиональной культуре с помощью «системы конкурирующих ценностей». В соответствии с ней выделяют следующие типы культуры.
- Иерархическая определяется структурой и уровнями власти. Это одна из наиболее распространенных культур в холдингах и корпорациях. В этой рабочей модели четко определены роли, обязанности и цели каждого сотрудника. Среди недостатков – снижение гибкости и оперативности.
- Клановая характеризуется горизонтальными связями между сотрудниками. Особое внимание уделяется командной работе, внутренним коммуникациям, стажировкам, индивидуальному обучению сотрудников. Многие семейные предприятия придерживаются клановой культуры. По мере роста бизнеса и усложнения связей опираться на эту модель становится труднее.
- Культура адхократии встречается в стартапах и технологических компаниях. Отличается гибкостью, оперативностью и инновационностью. Сложность возникает, когда компания переживает значительный рост. В привычных условиях становится сложно соблюдать четкие юридические и деловые нормы.
- В организациях с сильной рыночной культурой основное внимание уделяется конкуренции. В приоритете – внешний рынок, а не внутренние процессы, руководители и сотрудники находятся под сильным давлением. Это может привести к выгоранию и токсичным профессиональным отношениям.
Советы по улучшению профессиональной культуры
- Четко обозначьте ценности в заявлении о миссии и повторяйте их во всех коммуникациях: на сайте, в социальных сетях, рекламных материалах. Обсуждайте их с опытными сотрудниками, доносите до новичков. Убедитесь, что профессиональное сообщество компании действует в соответствии с этими ценностями.
- Поощряйте сотрудничество и коммуникацию. Сотрудники будут работать лучше при открытом и честном руководстве. Держите специалистов в курсе событий, дайте им возможность оставлять отзывы или вносить предложения. Регулярно вместе обсуждайте ожидания, цели, чтобы избежать недопонимания и решать проблемы по мере возникновения.
- Важно развивать разнообразную рабочую среду. Это поможет профессионалам быть более креативными, инновационными и гибкими. Учет индивидуальных различий дает сотрудникам возможность использовать свои уникальные навыки. Используйте инклюзивные вывески, создавайте безбарьерную рабочую среду, скорректируйте методы найма персонала.
- Профессиональная культура подразумевает расширение прав сотрудников. Предоставляйте им возможности для карьерного роста и развития. Это можно сделать не только с помощью обучающих программ, но с помощью открытого обсуждения профессиональных стремлений. Отмечайте успехи, а если что-то не соответствует ожиданиям, работайте с сотрудниками, чтобы в следующий раз они могли сделать лучше.
Будьте готовы адаптировать профессиональную культуру
Поддержание профессиональной культуры должно быть приоритетом. К этому необходимо время от времени возвращаться в зависимости от того, как меняется организация. Корпоративная культура, которая уместна для команды из пяти человек, не подходит для поддержки коллектива из 5000 сотрудников.
Нужно быть готовым адаптировать культуру компании по мере необходимости. Если изначально она была гибкой, сотрудники имели возможность работать по собственному графику, то по мере роста это может стать препятствием для выполнения задач. Для растущей команды может быть целесообразным введение четкого режима работы.
Организации меняются, развиваются. Если вы хотите, чтобы профессиональная культура поддерживала сотрудников, необходимо быть готовым к развитию ее компонентов: стратегии, коммуникаций, программ адаптации и обучения.
Читать по теме: Производительность поколения Z: чего ожидать от новой демографической группы работников