Идея разделения бакалавриата на «академический» и «прикладной» зародилась еще в конце 2009 г. Суть различия очевидна из наименования программ. Академический предполагает классическое образование, прикладной – практико-ориентированное.
Обоснование идеи подхода
Главные критерии программы прикладного бакалавриата:
- не менее 50% учебного времени должно отводиться на приобретение и развитие практических навыков, развитие компетенций по конкретной профессии;
- при этом не оспаривается важность теоретической подготовки, обязательно наличие классического теоретического блока по гуманитарным, социальным и естественно-научным предметам;
- участие работодателей в разработке программ обучения, наличие экспертного заключения от профессионального сообщества;
- формирование консорциумов между вузами и ссузами.
Как формировалась система академического и прикладного бакалавриата?
В ноябре 2009 года вышел приказ Министерства образования и науки о начале эксперимента для учреждений среднего и высшего профессионального образования. В нем определялся список укрупненных специальностей и направлений обучения, для которых актуально разделение обучения на классическое и прикладное. Среди 12 программ были гуманитарные, педагогические, социальные науки, а также приборостроение, металлургия, химия, информатика.
К проведению эксперимента в 2011 – 2014 годах подключились технические университеты: Московский институт стали и сплавов, Санкт-Петербургский университет «ЛЭТИ», Уральский федеральный университет. А также Красногорский колледж в Московской области, который начал готовить техников-оптиков.
В 2013 году Минобрнауки выпустило приказ с перечнем утвержденных специальностей и направлений обучения. В нем отсутствует разделение и закреплена единая квалификация – бакалавр.
Академический и прикладной бакалавриат: в чем разница?
Абитуриенты поступают на общее направление, а на 3-4-х курсах разделяются по программам обучения. Либо сразу поступают на специализированную программу. Это зависит от политики университета. Единственное, определяться надо точно, потому что в ходе образовательного процесса перейти с одной программы на другую сложно.
Вот несколько примеров преимущества практико-ориентированного подхода.
Некоторые направления обучения достаточно размыты в плане трудоустройства. Например, «Религиоведение». Кем можно работать после получения такой профессии? Академический и прикладной характер идут как бы вразрез. Ориентация на профессию позволяет на последних курсах выбрать узкую специализацию: учитель курса основ религии, экскурсовод.
Или, например, филолог. Здесь тоже надо глубоко задуматься над поиском работы. Переквалифицироваться в переводчика? Можно, но конкуренцию составят те, кто сразу поступил на лингвистику. А вот если на последних курсах получить диплом «Референта», конкурентоспособность выпускника возрастет.
Программы прикладного бакалавриата в вузах
Если учебное заведение имеет такие программы, они должны обозначаться в перечне образовательных направлений. И при выборе при поступлении не придется задаваться вопросом, чем отличается академический бакалавриат от прикладного?
Например, до недавнего времени в РЭУ им. Плеханова существовала отдельная структура – Факультет прикладного бакалавриата. В настоящее время программы «Прикладного бакалавриата» распределены между основными факультетами и кафедрами. Среди них такие: «Технологии организации общественного питания», «Прикладная информатика», «Экономика», «Дизайн», «Менеджмент».
Во Владимирском государственном университете есть четкое разделение, по каким направлениям выпускаются академический бакалавр, и прикладной бакалавр. При этом из 135 направлений только 16 имеют приставку «Прикладной». Из них 6 – в менеджменте: производственный менеджмент, управление в туризме, управление персоналом, маркетинг, менеджмент малого бизнеса.
Таким образом, при поступлении не сложно определить, чем отличается прикладной бакалавриат от академического. Ведь вузы, если они придерживаются этого подхода к обучению, указывают критерии в перечне программ обучения.
Читать по теме: Льготы для поступающих в вузы