Академический и прикладной бакалавриат: в чем отличия?

Идея разделения бакалавриата на «академический» и «прикладной» зародилась еще в конце 2009 г. Суть различия очевидна из наименования программ. Академический предполагает классическое образование, прикладной – практико-ориентированное.

Обоснование идеи подхода

Главные критерии программы прикладного бакалавриата:

  • не менее 50% учебного времени должно отводиться на приобретение и развитие практических навыков, развитие компетенций по конкретной профессии;
  • при этом не оспаривается важность теоретической подготовки, обязательно наличие классического теоретического блока по гуманитарным, социальным и естественно-научным предметам;
  • участие работодателей в разработке программ обучения, наличие экспертного заключения от профессионального сообщества;
  • формирование консорциумов между вузами и ссузами.

Как формировалась система академического и прикладного бакалавриата?

Как формировалась система академического и прикладного бакалавриата?

В ноябре 2009 года вышел приказ Министерства образования и науки о начале эксперимента для учреждений среднего и высшего профессионального образования. В нем определялся список укрупненных специальностей и направлений обучения, для которых актуально разделение обучения на классическое и прикладное. Среди 12 программ были гуманитарные, педагогические, социальные науки, а также приборостроение, металлургия, химия, информатика.

К проведению эксперимента в 2011 – 2014 годах подключились технические университеты: Московский институт стали и сплавов, Санкт-Петербургский университет «ЛЭТИ», Уральский федеральный университет. А также Красногорский колледж в Московской области, который начал готовить техников-оптиков.

В 2013 году Минобрнауки выпустило приказ с перечнем утвержденных специальностей и направлений обучения. В нем отсутствует разделение и закреплена единая квалификация – бакалавр.

Академический и прикладной бакалавриат: в чем разница?

Абитуриенты поступают на общее направление, а на 3-4-х курсах разделяются по программам обучения. Либо сразу поступают на специализированную программу. Это зависит от политики университета. Единственное, определяться надо точно, потому что в ходе образовательного процесса перейти с одной программы на другую сложно.

Вот несколько примеров преимущества практико-ориентированного подхода.

Некоторые направления обучения достаточно размыты в плане трудоустройства. Например, «Религиоведение». Кем можно работать после получения такой профессии? Академический и прикладной характер идут как бы вразрез. Ориентация на профессию позволяет на последних курсах выбрать узкую специализацию: учитель курса основ религии, экскурсовод.

Или, например, филолог. Здесь тоже надо глубоко задуматься над поиском работы. Переквалифицироваться в переводчика? Можно, но конкуренцию составят те, кто сразу поступил на лингвистику. А вот если на последних курсах получить диплом «Референта», конкурентоспособность выпускника возрастет.

Программы прикладного бакалавриата в вузах

Если учебное заведение имеет такие программы, они должны обозначаться в перечне образовательных направлений. И при выборе при поступлении не придется задаваться вопросом, чем отличается академический бакалавриат от прикладного?

Например, до недавнего времени в РЭУ им. Плеханова существовала отдельная структура – Факультет прикладного бакалавриата. В настоящее время программы «Прикладного бакалавриата» распределены между основными факультетами и кафедрами. Среди них такие: «Технологии организации общественного питания», «Прикладная информатика», «Экономика», «Дизайн», «Менеджмент».

Во Владимирском государственном университете есть четкое разделение, по каким направлениям выпускаются академический бакалавр, и прикладной бакалавр. При этом из 135 направлений только 16 имеют приставку «Прикладной». Из них 6 – в менеджменте: производственный менеджмент, управление в туризме, управление персоналом, маркетинг, менеджмент малого бизнеса.

Таким образом, при поступлении не сложно определить, чем отличается прикладной бакалавриат от академического. Ведь вузы, если они придерживаются этого подхода к обучению, указывают критерии в перечне программ обучения.

Читать по теме: Льготы для поступающих в вузы

Рекомендуем

Комплектовщик

Котельники, Яничкин проезд, 3
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в молодежный центр

Москва, Лесная ул., 5Б
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Оператор call-центра

Москва, Угрешская улица, 2с7
80000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в дирекцию по персоналу

Москва, улица Зорге, 1с1
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Менеджер по подбору персонала

Москва, Волгоградский проспект, 42
Оплачиваемая
Срок подачи заявок

Ученик автомеханика

Солнечногорск, М-10 Россия, 62-й километр
60000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Ассистент бухгалтера

Москва, Малый Черкасский переулок, 2
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в отдел андеррайтинга

Москва, Ленинградское шоссе, 16с9
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер-аналитик поддержки приложений

Москва, Ленинградское шоссе, 39Ас3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в департамент развития бизнеса

Москва, Овчинниковская набережная, 18/1с1
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок
Мелиоратор

Мелиоратор

Мелиоратор – это специалист, занимающийся улучшением природных условий для сельского хозяйства и других отраслей, используя методы мелиорации.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

Производительность поколения Z: чего ожидать от новой демографической группы работников
Производительность поколения Z: чего ожидать от новой демографической группы работников

Поколение постмиллениалов, родившихся примерно в 1995–2010 годах, постепенно приходит на рабочие места. Это разнообразная группа численностью около 14,1 млн человек, или 21% всей рабочей силы в стране. Повышению их производительности способствует учет индивидуальных интересов, технической подготовленности, креативности и амбициозности.

Чрезмерная коммуникативность: пять доводов в ее пользу
Чрезмерная коммуникативность: пять доводов в ее пользу

Руководителям часто внушают, что они не должны заниматься микроменеджментом. Вместо этого следует нанимать квалифицированных, умных, инициативных сотрудников, давать им инструкции и не мешать. И хотя эта стратегия в целом верна, всегда найдутся исключения, которые опровергают правило. Среди них уместность активной коммуникации в период перемен и с удаленными сотрудниками.

Как семейное происхождение влияет на карьеру
Как семейное происхождение влияет на карьеру

Семейное происхождение является основным фактором социализации, оказывая влияние на психосоциальное развитие ребенка. Стремления, сформированные в раннем возрасте, определяют образовательные и профессиональные достижения. Семья играет важную роль в формировании ценностей и ожиданий ребенка в процессе выбора профессии.

Истинная или фальшивая продуктивность на работе: как распознать?
Истинная или фальшивая продуктивность на работе: как распознать?

Истинную продуктивность от ложной отличает умение не увязнуть в мелочах, обходить препятствия, расставлять приоритеты и помнить о главной цели работы. Некоторые вещи требуют больше времени и усилий для доработки, в этом случае эффективность превосходит продуктивность. С другой стороны, если кто-то выполняет 15 задач за день, это не значит, что он более продуктивен. Возможно, он откладывал важное дело или выполнял только малоценную работу.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны