Эксперты и ректорское сообщество подвели предварительные итоги приемной кампании 2024 года. Кроме популярных не первый год IT-специальностей, в лидеры вышли медицинские и инженерные направления, а локально – робототехника, нефтегазовое дело, реклама и связи с общественностью, экономика.
Сюрпризы текущей приемной кампании
По данным онлайн-ресурсов, собирающих статистику запросов потенциальных студентов, наибольший интерес вызвали специальности, связанные с рекламой, PR, медиаресурсами. Активно подавали заявления на данные направления абитуриенты Санкт-Петербургского политехнического университета, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, МГУ. В Высшей школе экономики реклама и PR вышли на третье место после прикладной математики, востоковедения и африканистики.
Эксперты считают, что кампания 2024 года подтвердила тренды прошлых лет. Во-первых, не снижается поток желающих обучаться программированию и IT-специальностям. Во-вторых, популярность инженерных профессий находится на среднем уровне, не показывая особого роста. В-третьих, сохраняется многолетняя востребованность юриспруденции, менеджмента и финансово-экономического блока.
Лидеры среди специальностей и направлений:
- Информатика и вычислительная техника, прикладная математика. Представители приемных комиссий отмечают, что в 2024 году абитуриенты выбирали для получения образования профессии, связанные с технологиями машинного обучения и искусственного интеллекта, информационной безопасности.
- Педиатрия и лечебное дело, стоматология, медицинская профилактика. Их популярности отчасти способствовала новая система целевого набора: обезличенные заявки, возможность прикрепления через госуслуги, гарантированное место практической подготовки и работы после получения диплома о высшем образовании.
- Педагогика, менеджмент, экономика и управление популярны в равной степени среди гуманитариев. Эксперты считают, что рост интереса к учительской профессии в регионах поддерживается усилиями государства, например, через федеральную программу «Земский учитель». В столице продвигается статус педагогической деятельности как инновационной, связанной с использованием современных технологий (образовательные онлайн-площадки, электронная документация, инструменты дистанционной коммуникации).
Локальный выбор абитуриентов
- Определяется тенденцией строить карьеру по месту проживания или переехать в перспективные регионы, отличные от столиц. Например, в нефтедобывающий Пермский или Тюменский край, экономически развивающийся Дальний Восток.
- В Пермском политехническом университете верхнюю строчку не первый год держат направления строительной сферы и нефтегазового дела. В Дальневосточном федеральном университете и ВВГУ в топе оказались направления «Лингвистика» и «Международные отношения». При этом 70% заявлений подано от абитуриентов из других регионов.
- В Мордовском государственном университете в топе, как и в прошлом году, остались лингвистика, менеджмент, юриспруденция. Представители приемной комиссии считают, что рейтинг вуза, традиционно сильный в подготовке переводчиков и преподавателей иностранных языков, укрепили договоренности с университетом г. Чжэньцзян (Китай). В соответствии с ними вводится факультативное изучение китайского языка.
Топ вузов приемной кампании 2024 года
- Если не брать в расчет университеты «вне конкуренции» (МГУ, СПбГУ, МФТИ, МГИМО), в Москве в этом году наблюдался ажиотаж на лингвистику и связи с общественностью в Российский университет дружбы народов. В Московском политехническом набор вырос на 10% по сравнению с прошлым годом. Лидируют следующие направления: информационная и компьютерная безопасность, автоматизация производственных процессов и технологий, веб-дизайн, связи с общественностью.
- В регионах быстро закрыли все бюджетные и платные места Иркутский политех, Мордовский госуниверситет, Камчатский университет имени Беринга. В первом и втором средний балл абитуриентов вырос в среднем на 10 – 30 пунктов. В последнем количество поданных заявлений увеличилось на 30%: это абсолютный рекорд за всю историю учебного заведения.
Окончательные итоги приемной кампании 2024 года еще не подведены, цифры, графики и сравнительные таблицы появятся чуть позже, в конце сентября – октябре. Но предпочтения и динамика выбора уже очевидна.
Читать по теме: Как формируется рейтинг московских школ