Первый рейтинг был сформирован Министерством образования в 2010 г. С 2015 г. его критерии регулярно обновляются. Сейчас рейтинг базируется на оценке качества обучения, творческих успехах учеников, социальной и кадровой составляющей. Показатели рассчитываются с помощью математических формул на основе данных из открытых информационных систем.
Принципы рейтинга
- Комплексность. Оцениваются школы города и области В первом случае процесс курирует Министерство образования Московской области, во втором – профильный Департамент города Москвы. Техническая и аналитическая часть работы возложена на экспертов столичного Центра педагогического мастерства.
- Динамичность. Данные собираются в течение всего учебного года, обновляются и публикуются. Итоговые списки размещаются на официальных сайтах областного Минобра, городского Департамента образования и науки и Мэрии Москвы.
- Преемственность. Учитываются все показатели, в том числе за прошлый период. Если методики подсчета и структура рейтинга меняются, предыдущая информация не аннулируется. Оценивается в целом комплексный вклад школы в качество образования города и области.
- Прозрачность расчетов. С одной стороны, используется открытая информация. С другой, формулы и методика подсчета опубликованы на сайтах ведомств, школа может прикинуть свое место в списке и шансы на заслуженное вознаграждение. Каждое достижение имеет свой вес, которое оценивается в баллах.
- Мотивация. Школы стремятся попасть в первые строчки не только для повышения имиджа и бренда образовательного учреждения. Наградой служат гранты Мэра Москвы и Министерства образования области. Размер выплаты зависит от числа набранных баллов. Например, в 2023 – 2024 учебном году для областных школ размер выплаты на один балл составил 57 241 руб.
Критерии и правила подсчета
- Показатели вклада образовательного учреждения в повышение качества образования объединены в 8 блоков, каждый из которых включает подразделы. Учитываются результаты ЕГЭ и ОГЭ, развитие способностей учеников (участие в олимпиадах), количество воспитанников дошкольных учреждений, которые остались для продолжения обучения в этой же школе, эффективность профилактики правонарушений, инклюзивного обучения, участия школьников в творческих и спортивных городских мероприятиях. Также оценивается динамика результатов с учетом показателей прошлых лет.
- Расчет ведется по методике, которая называется «Формулы взаимного доверия». Она учитывает как внутренние, так и внешние факторы. В основе лежит учет положительных результатов, а не процессов или условий. Понижающие коэффициенты отсутствуют, кроме случаев дисциплинарных нарушений на ЕГЭ.
- В методике фигурируют баллы (доли, суммированный, рейтинговый), бонусы, коэффициенты, понятия децильной группы, шкалирования. В учет берутся достижения за учебный год, с 1 сентября по 25 мая. Результаты, полученные после 1 июля, идут в зачет следующего периода. Успехи школьников, находящихся на семейном обучении и экстернате, не засчитываются.
- В 2024 г. внесены изменения в систему критерий и расчета: добавлены показатели ОГЭ, использование педагогами и школьниками цифрового образовательного контента, организация профильного обучения, показатели педагогической нагрузки, обновлен перечень олимпиад и инновационных проектов.
Преимущества высокого места в списке
- По итогам учебного года проводится ранжирование школ. Результаты публикуются на сайте учреждений управления образованием и объявляются на ежегодном августовском педсовете.
- Публикуется шесть списков. Они формируются по округам, внутри списка – по алфавиту. То есть можно узнать только общий рейтинг школы в своей группе.
- Попадание в первые четыре списка дает право на получение гранта Мэра. Топ-20 – это школы, максимально приблизившиеся к показателю 1000 баллов. В 2022 – 2023 учебном году школы-лидеры набрали 839,397 балла и заслужили грант 1 степени.
- Есть еще гранты 2, 3 и 4 степени. Школы, набравшие 214 баллов, получают статус образовательных учреждений, который внесли значительный вклад в образование учащихся. Места с 301 по 400 занимают школы, чей вклад оценен как заметный.
Таким образом, формирование рейтинга московских школ проводится централизованно, имеет четкие критерии и понятную методику.
Читать по теме: Есть ли рейтинги у колледжей?