Стандартные этапы профориентации

Профориентация как направление, предназначенное помочь человеку в выборе профессии и профессионального образования, начало формироваться в конце ХIХ – начале ХХ веков. Важно понимать, из каких этапов состоит профориентация и для чего она нужна. Арина Яковлева, педагог, профориентолог, карьерный консультант, координатор международных волонтерских проектов ICYE RUSSIA рассказала порталу WOWPROFI.ru об основных этапах профориентации.

Каждый клиент профориентолога вне зависимости от возраста проходит стандартную процедуру.

Этап 1. Знакомство со специалистом

 Как правило, специалист по профориентации – это психолог, педагог, HR, тренер, коуч. Иногда опытные специалисты могут освоить все вышеперечисленные специальности и активно переходить из роли в роль. Знакомство со специалистом может быть бесплатным или платным в зависимости от решения профориентолога. Оно может проходить отдельно от консультации, либо сразу на ней.

На этом этапе специалист рассказывает кратко свою историю входа в профессию, свои регалии, нишу, интересы, ближайшие планы – всё, что допустимо в рамках этого рабочего speed dating`а. Конечно, социальные сети сейчас очень помогают собрать этот образ из тысячи паззлов: текстов постов, фотографий, сторис.

Этап 2. Контрактование

Специалист объясняет время консультации, проясняет цену и количество встреч, как будет выстроена работа, будет ли домашнее задание, формат подготовки и отчетности. Этика профориентолога и карьерного консультанта подразумевает, что все данные с этой встречи будут использоваться между профориентологом и другими клиентами, коллегами анонимно.

Этап 3. Работа с запросом клиента

Далее специалист проясняет запрос клиента, что именно его привело на консультацию, как за эти часы и в какой форме клиент хочет получить помощь.

Этап 4. Проработка гипотез

После того как цель и запрос ясны обеим сторонам, консультант выслушивает историю клиента, начинает сбор информации и делает первые наброски гипотез, если не делал их заранее во время анализа тестов и опросников. Первые гипотезы нуждаются в перепроверке и уточнении, подтверждении со стороны клиента. Консультант использует на этом этапе множество инструментов: задает коучинговые вопросы, переспрашивает, проясняет, предлагает визуализировать будущее и метафоры, ранжирует и проверяет на истинность желания, цели, планы.

Самое главное, что делает консультант – разделяет ответственность вместе с клиентом. Помогает увидеть цель, наделить ее смыслами, создать четкую форму и план по ее достижению. Работа со страхами, ограничивающими убеждениями, поддержка, искренняя вера в подопечного, активное слушание и присутствие в жизни клиента во время пути к цели так же являются инструментами консультанта и коуча.

Этап 5. Начать действовать по плану

Если есть цель, но в ее сторону нет шагов, вероятно, что-то из длинного списка выше не было учтено. Это можно перепроверить, только начав действия по плану, который был сформирован. Посильный и вдохновляющий план, который согласован с общим планом жизни клиента, называется сформированным по SMART системе. Это важная составляющая пятого этапа.

Этап 6. Итоги профориентации

Шестой этап означает окончание консультации, перепроверка контакта –  все ли понятно по плану, доволен ли клиент и достигнута ли его цель на данное консультирование.

Если цель достигнута, клиент с консультантом уточняют необходимость и время следующей консультации.

Стоит отметить, что среди пакетов профориентации клиент может выбрать один из предложенных, например:

разовую консультацию;

глубокую профориентацию, которая проходит в несколько этапов и включает поиск колледжа, вуза или нового места работы;

построение карьерного трека и психологическую поддержку, сопровождение до трудоустройства.

Фото Pixabay

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Чтобы продолжить чтение статьи, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте

Доступ к контенту бесплатный

Рекомендуем

Компании