Работа в режиме многозадачности: плюсы и минусы

Многие считают способность к мультизадачности обязательной для достижения успеха. Рекрутеры ищут этот навык у кандидатов при просмотре резюме, менеджеры позиционируют умение совмещать несколько дел конкурентным преимуществом. Однако, все хорошо в меру.

Насколько мозг приспособлен к работе в условиях многозадачности?

Важную роль в исполнительном контроле, помогающем расставлять приоритеты, регулировать эмоции и циклы работоспособности играет префронтальная кора головного мозга. Она также отвечает за то, что называют «гибкостью ума», то есть, способностью легко переключаться, не теряя сосредоточенности, не забывая информацию.

Когда мы пытаемся решать одномоментно несколько проблем, мозг , на самом деле, решает только одну из них. Он просто переключает активность. Этот процесс выполняется в четыре шага:

  • предупреждение о смене;
  • активация правила для цели № 1;
  • отстраненность;
  • активация правила для цели № 2.

Иногда переключение малозначимо. Например, во время ходьбы по беговой дорожке и просмотре социальных сетей. Однако некоторые вещи требуют больше контроля и внимания, такие как письмо, чтение, критическое мышление.

То есть, реальный режим «все, везде и сразу» невозможен из-за особенностей мозга, когнитивные и нейронные связи которого ориентированы на одномоментное выполнение одной задачи.

Насколько мозг приспособлен к работе в условиях многозадачности?

Минусы режима многозадачной работы

  • Способствует развитию стресса. Попытка выполнять несколько дел одновременно отнимает больше мозговых сил, чем если сосредоточиваться на них попеременно. Производительность замедляется, сроки срываются.
  • Приводит к появлению вредных привычек, таких как пропуск приема пищи. Трудно есть на бегу и при этом оставаться здоровым, поэтому в итоге приходится употреблять нездоровую пищу, не получая достаточного количества питательных веществ. Этот пример многозадачности в работе, точнее, ее последствий, знаком многим офисным сотрудникам.
  • Ставит под угрозу сосредоточенность. Чтобы обрабатывать информацию, мозг должен уметь концентрироваться. При постоянной загруженности множеством целей, решать их сложнее, внимание и контроль рассеиваются.
  • В некоторых случаях многозадачность опасна, например, при отправке сообщений в мессенджере за рулем автомобиля. Водитель теряет при этом до 37% своего внимания, что близко к ситуации вождения в нетрезвом виде.

Плюсы многозадачности в работе

Позитивное отношение к этому навыку обусловлено культурным влиянием. Современное общество загружено информацией. Чтобы использовать и переработать ее, необходимо «крутиться», даже если это малоэффективно.

И все же не стоит преуменьшать значение навыков работы в режиме многозадачности, а именно:

  • умение расставлять приоритеты;
  • организаторские способности;
  • тайм-менеджмент;
  • гибкость;
  • креативность.

Как оптимизировать плюсы и минусы многозадачности?

  • Когда у вас несколько дел, важно определить, какие из них считаются высокоприоритетными. Чувство направления поможет избежать перегруженности.
  • Составьте расписание и выделите определенное время для каждой задачи. Управление времени позволит не беспокоиться, предоставляя достаточно времени для выполнения обязанностей.
  • Устраните отвлекающие факторы – основную причину нежелательного переключения мозга. Закройте лишние вкладки браузера, выключите фоновую музыку.
  • Объединяйте похожие задачи в один рабочий сеанс и решайте их последовательно. Так легче оставаться сосредоточенным и внимательным.
  • Когда список дел становится непосильным, самое время делегировать или передать на аутсорсинг некоторые обязанности. Появится больше времени для важных дел без необходимости заботиться о качестве мелких.
  • Составьте план перерывов. Планирование рабочего дня уменьшает остаточное внимание и потерю производительности. Исследования доказали эффективность «вмешательства, готового к возобновлению».

Хотя работа в режиме многозадачности не идеальна, бывают моменты, когда это необходимо. Следуя нашим советам, можно свести к минимуму неблагоприятные последствия переключения мозговой активности и сохранить когнитивные способности на высоком уровне.

Читать по теме: Как правильно принять оффер от работодателя?

Рекомендуем

Компании