Программа «Профессионалитет» – что это такое?

В 2022 г. состоялся пробный набор студентов в колледжи и техникумы по программам «Профессионалитета». Это образовательная технология, в которой обучающиеся с первого курса погружаются в практическую среду будущей профессии.

Специфика содержания и реализации программы

Ключевая особенность – нестандартность программами обучения. В прямом смысле. ФГОС обязателен в части общего объема и минимального содержания. Дальше идут отличия.

Первое: к разработке и внедрению программы привлекаются работодатели. Совместно с отраслевым или базовым университетом и колледжами они объединяются в учебно-производственные или образовательные кластеры. Такие комплексы могут быть отраслевыми, региональными, сочетать оба признака.

Второе: учебные заведения могут уменьшить продолжительность обучения по специальности, входящей в «Профессионалитет», на 40%. Это возможно, если внедрить новые методы обучения. Например, цифровые форматы, сочетание теории с практикой.

Программа «Профессионалитет» – что это такое?

Третье: колледжи получают дополнительные возможности для использования современного оборудования в образовательном процессе. Ведь кроме участия в формировании учебных планов кластерные компании помогают оснастить мастерские колледжей, создают учебные классы у себя на производстве.

Четвертое: государство выделяет на реализацию проекта целевые субсидии. В 2025 г. эти деньги пойдут на проведение капитального ремонта и учебных корпусов колледжей, которые участвуют в программе.

Особенности образовательного процесса

  • Колледж ориентирует своих студентов на конкретные местные предприятия. По подсчетам Минобра не менее 85% выпускников 2024 г. трудоустроились по специальности в своем регионе.
  • Кроме обязательных образовательных дисциплин есть так называемая вариативная часть. Это дополнительные узкопрофильные блоки. Их освоение проходит либо в производственных мастерских техникума, либо на кластерном предприятии. Например, Волгоградский политехнический колледж реализует «Профессионалитет» по специальностям химической отрасли. Практические компетенции студенты получают в АО «Каустик».
  • Используются комплексные методы обучения. Студенты с первого курса приступают к изучению профильных предметов. Также рекомендуется добавлять профессиональные акценты в общеобразовательные дисциплины, связанные с будущей профессией.
  • Некоторые эксперты основным преимуществом «Профессионалитета» называют сокращение сроков обучения. На практике такое уменьшение продолжительности образовательного процесса – право, а не обязанность колледжа. Во-первых, это сложно сделать для рабочих профессий. Во-вторых, нет смысла сокращать обучение для поступивших 9-классников. К моменту выпуска им не исполнится 18 лет и устроиться на производство они не смогут.
  • Итоговый экзамен обязательно проводится как профессионально-демонстрационный. Экзамен может быть двухэтапным. На первом этапе традиционно проверяется теория. А второй должен проходить с использованием оборудования в зависимости от полученной профессии. Среди членов комиссии должны быть профессионалы-практики, которые оценивают мастерство и результаты обучения выпускника.

Где и чему можно учиться?

Область реализации программы определяется Правительством совместно с Министерством образования. То есть мало только желания колледжа стать участником «Профессионалитета». В 2022 г. преимущество было отдано созданию кластеров в атомной, химической и легкой промышленности, в геологии, медицине.

В 2023 г. программу распространили на строительную сферу, транспортную, топливно-энергетическую, лесную, информационно-коммуникационную отрасли, радиоэлектронику, электротехнику, горнодобывающую промышленность. Сейчас «Профессионалитет» охватывает туризм, креативные индустрии, аэрокосмическую промышленность.

Подходящую сферу обучения, колледж в своем регионе можно найти на официальном сайте проекта. Или узнать, кто помимо выбранного учебного заведения является участником кластера в конкретной отрасли.

По мнению Президента РФ В.В. Путина, «Профессионалитет» – это перспективное направление профессионального образования. Оно должно стать примером для всех образовательных учреждений страны.

Читать по теме: Каким профессиям учат на рабочем месте?

Рекомендуем

Компании

Рекомендуем

Стажер в отдел ИТ контролей

Москва, Электрозаводская улица, 27с1А
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в отдел финансового аутсорсинга и консалтинга

Москва, улица Щипок, 9/26с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Программист-стажер

Москва ул. Воронцовская, д. 35Б, корп. 2
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер по развитию молодежного бренда работодателя

Москва, Волочаевская улица, 5к1
Оплачиваемая
Компания:  photo-2023-10-10-17-19-48
Срок подачи заявок

Стажер в отдел планирования рекламы

Москва, Ленинградский проспект, 15с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Программист-стажер

Москва, улица Правды, 23
45000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер отдела маркетинга

Москва, улица Шаболовка, 31Г
Неоплачиваемая
Компания:  domeo
Срок подачи заявок

Ассистент отдела рекламы

Москва, Петровский б-р, 15 строение 1
80000 – 85000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер-маркетолог

Москва, Кржижановского, 16/3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в PR-отдел

Москва, Ленинградское шоссе, 39Ас3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок
Бетонщик

Бетонщик

Бетонщик – это квалифицированный рабочий, занимающийся подготовкой, заливкой и обработкой бетона и железобетона в строительных конструкциях, таких как фундаменты, стены, перекрытия и другие элементы.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

Студенческие стартапы
Студенческие стартапы: как идеи из университетских стен выходят в бизнес

Примеры успешных стартапов дают оптимистичный настрой тем, кто мечтает продвинуть свою идею. Тем, кто болеет за успех страны в инновационной международной гонке. Стартапы от талантливых студентов находят дорогу в российский бизнес и производство благодаря федеральным программам, грантам от частных фондов и предпринимателей.

Как развить цифровую эмпатию и улучшить взаимодействие в команде
Как развить цифровую эмпатию и улучшить взаимодействие в команде

Цифровая эмпатия (digital empathy) — это способность понимать и сопереживать чувствам и эмоциям других людей в онлайн-пространстве. Она включает в себя активное слушание, внимательное восприятие невербальных сигналов и умение интерпретировать контекст общения даже через экраны мониторов.

Как с помощью методик визуализации, реализовать свои карьерные устремления
Как с помощью методик визуализации реализовать свои карьерные устремления

Визуализация – это ментальная практика, которая позволяет совершенствовать навыки и достигать поставленных целей. Спортсмены, предприниматели, исполнители и другие профессионалы используют методы визуализации, чтобы представить достижение целей, воплощение желаемого образа мышления и поведения. Вот несколько основанных на исследованиях стратегий визуализации, которые помогут осознать и ускорить карьеру.

Как театральные практики помогают в обучении
Как театральные практики помогают в обучении

Театр в образовании выходит за рамки развлечения. Он способен создать творческую обстановку, которая меняет отношение, поведение и знания учащихся. Театр помогает сформировать целостную образовательную среду для эмоционального, интеллектуального, социального и физического развития учащихся.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны