В 2022 г. состоялся пробный набор студентов в колледжи и техникумы по программам «Профессионалитета». Это образовательная технология, в которой обучающиеся с первого курса погружаются в практическую среду будущей профессии.
Специфика содержания и реализации программы
Ключевая особенность – нестандартность программами обучения. В прямом смысле. ФГОС обязателен в части общего объема и минимального содержания. Дальше идут отличия.
Первое: к разработке и внедрению программы привлекаются работодатели. Совместно с отраслевым или базовым университетом и колледжами они объединяются в учебно-производственные или образовательные кластеры. Такие комплексы могут быть отраслевыми, региональными, сочетать оба признака.
Второе: учебные заведения могут уменьшить продолжительность обучения по специальности, входящей в «Профессионалитет», на 40%. Это возможно, если внедрить новые методы обучения. Например, цифровые форматы, сочетание теории с практикой.
Третье: колледжи получают дополнительные возможности для использования современного оборудования в образовательном процессе. Ведь кроме участия в формировании учебных планов кластерные компании помогают оснастить мастерские колледжей, создают учебные классы у себя на производстве.
Четвертое: государство выделяет на реализацию проекта целевые субсидии. В 2025 г. эти деньги пойдут на проведение капитального ремонта и учебных корпусов колледжей, которые участвуют в программе.
Особенности образовательного процесса
- Колледж ориентирует своих студентов на конкретные местные предприятия. По подсчетам Минобра не менее 85% выпускников 2024 г. трудоустроились по специальности в своем регионе.
- Кроме обязательных образовательных дисциплин есть так называемая вариативная часть. Это дополнительные узкопрофильные блоки. Их освоение проходит либо в производственных мастерских техникума, либо на кластерном предприятии. Например, Волгоградский политехнический колледж реализует «Профессионалитет» по специальностям химической отрасли. Практические компетенции студенты получают в АО «Каустик».
- Используются комплексные методы обучения. Студенты с первого курса приступают к изучению профильных предметов. Также рекомендуется добавлять профессиональные акценты в общеобразовательные дисциплины, связанные с будущей профессией.
- Некоторые эксперты основным преимуществом «Профессионалитета» называют сокращение сроков обучения. На практике такое уменьшение продолжительности образовательного процесса – право, а не обязанность колледжа. Во-первых, это сложно сделать для рабочих профессий. Во-вторых, нет смысла сокращать обучение для поступивших 9-классников. К моменту выпуска им не исполнится 18 лет и устроиться на производство они не смогут.
- Итоговый экзамен обязательно проводится как профессионально-демонстрационный. Экзамен может быть двухэтапным. На первом этапе традиционно проверяется теория. А второй должен проходить с использованием оборудования в зависимости от полученной профессии. Среди членов комиссии должны быть профессионалы-практики, которые оценивают мастерство и результаты обучения выпускника.
Где и чему можно учиться?
Область реализации программы определяется Правительством совместно с Министерством образования. То есть мало только желания колледжа стать участником «Профессионалитета». В 2022 г. преимущество было отдано созданию кластеров в атомной, химической и легкой промышленности, в геологии, медицине.
В 2023 г. программу распространили на строительную сферу, транспортную, топливно-энергетическую, лесную, информационно-коммуникационную отрасли, радиоэлектронику, электротехнику, горнодобывающую промышленность. Сейчас «Профессионалитет» охватывает туризм, креативные индустрии, аэрокосмическую промышленность.
Подходящую сферу обучения, колледж в своем регионе можно найти на официальном сайте проекта. Или узнать, кто помимо выбранного учебного заведения является участником кластера в конкретной отрасли.
По мнению Президента РФ В.В. Путина, «Профессионалитет» – это перспективное направление профессионального образования. Оно должно стать примером для всех образовательных учреждений страны.
Читать по теме: Каким профессиям учат на рабочем месте?