Как найти карьерный вектор?

Первые карьерные шаги выпускники вузов предпринимают или на последних курсах, или сразу после окончания обучения. Эксперты же утверждают, что важно изначально выбрать правильный карьерный вектор. О том, как добиваться поставленных целей, размышляет коуч Елена Россоская, академический директор курса «Карьерный BOOST» «Сколково».

В период поиска профессиональной сферы и достойного места работы не у всех хватит смелости сказать: «Я не знаю, чего хочу. Я выбираю портфельную карьеру. Я буду пробовать разное. Я готов на даунгрейд». Многие относятся к карьере как к чему-то непредсказуемому и придерживаются принципа «куда вынесет» (go with the flow): «Я сейчас буду делать это, а там разберёмся». Однако у самых смелых и целеустремленных есть шанс попробовать разное, и они, на мой взгляд, выигрывают. Именно эти молодые люди стараются примерить ситуацию, образно выражаясь, натягивают на себя кафтанчик, примеривают, идет ли он вообще, нравится или не нравится, моё это или не моё, и как я к этому отношусь. Происходит получение опыта, концептуализация того, какой я, следующий выбор и переход в состояние «Я новый».

Например, у молодого человека есть чёткая мысль, какой должна быть его карьера: «Хочу в Google, хочу работать в США». Cтоит всё-таки понять, что надо сделать несколько стратегических шагов, чтобы там оказаться. Можно часто услышать от молодых людей: «В России есть четыре компании, в которые я пойду, и больше никуда не пойду». Это ограничивающее убеждение, которое явно секвестрирует в дальнейших шагах. Можно сказать: «Есть большая четверка, и я буду в эти компании заходить по-разному». А для человека эти четыре компании – это что? Весь рынок? Весь мир? Нет. Почему тогда? Нужно докопаться до сути: «Мне, оказывается, нравится быть причисленным к этим классным компаниям. Я хочу это слово на визитке, потому что тщеславен». «Мне важно быть на виду, мне важно быть в центре». А кто ещё это может быть, кроме как «Яндекс», Mail.ru и «Авито»? Что это ещё может быть? Может быть, собственный бренд, продукт? «О, круто! Продукт. Я, оказывается, могу?» То есть задавать себе вопрос: «Мне куда?» полезно, чтобы почувствовать траекторию, сфокусироваться на важном, историях и «намагничивать» опыт, знания и network.

Я избегаю формулировок «работа мечты», «идеальная работа», потому что они, образно выражаясь, «набили оскомину». «Вектор развития» мне нравится больше. Какую мысль я пытаюсь донести на своих занятиях? Работа и карьера – это какие-то абстрактные понятия, а вот образ жизни – это конкретное понятие. Рассуждая на тему карьеры, я рассуждаю про свою жизнь. Я свою реализацию вижу в чём? Как хочу развиваться или не хочу, что тоже нормально? Я хочу делать понятные вещи, за них получать деньги – и это всё, что я хочу? Честно себе ответить на вопрос: «Я жить-то как хочу? Какое окружение хочу? Хочу ассоциироваться с кем и с чем? Хочу, чтобы мои дети жили как, в какой инфраструктуре, стране? Какое место занимает карьера в жизни – первое, десятое, двадцать пятое?»

Мы обучаем софтовым, надпрофессиональным навыкам, которые однозначно требуются везде. Делаем некую ревизию того, что классно и не классно развито. Имплементируем это везде: в рассказ про себя, в самопрезентацию на собеседовании, в описание себя для раскачивания своего network для поиска нужных людей. Это как я хочу жить с моим персональным уникальным набором компетенций. Конечно, есть харды – на них учатся. Если ты – Python programmer, то тут, как ни крути, надо уметь программировать. Но другое дело – как ты можешь вписываться в команду. Тебя могут не брать, либо ты будешь героем всех спринтов и ускоришь time to market какого-то продукта, который разрабатываешь, либо ты будешь изгоем для всех. Здесь нужно опять по-честному себе ответить на вопрос и понять: что бы я хотел прокачать? Потому что сегодня явно без определённых навыков не станешь head of group. Может быть, этот результат не нужен, но, значит, это не предмет разговора. Но надо понимать, что Python может исчезнуть. Появится что-то другое, значит, должна быть развита мышца: как предиктивно понимать, что потребуется, быстро изучать, начинать работать, чтобы рынок знал тебя как программиста будущего Python Plus, условно.

Если возникают жесткие противоречия, куда идти ребенку работать, нужно мириться на каком-то смежном карьерном варианте. Сейчас возможно очень много коллаборационных историй, когда сращиваются сложные темы. Во многих вузах сейчас сращивают непохожие друг на друга вещи, например, международная юриспруденция и медицина. Вот тебе, пожалуйста, два интереса учтены. Например, человек сильно творческий, хочет писать, а родители – точно за менеджмент, за финансы. Это может быть вариант, связанный с продюсированием.

Пробовать, пробовать и пробовать

Я спокойно отношусь к высшему образованию и скорее поддерживаю проактивную позицию. Классно в 13 лет «намотаться на ногу» маме с папой на их работе. Кто такой PR-директор? Что такое финансист? Это помогает понять, о чём вообще эта история. Чем быстрее начнёшь – быстрее ошибёшься и быстрее исправишь. Вот я скорее за что.

Мой ребёнок, которому 11, задаёт вопрос:

– А надо вообще 11 классов заканчивать, или я могу пойти в колледж?

– Конечно, можешь. Только что ты будешь потом делать с этим колледжем? Ты что там хочешь получить? Надо задавать вопросы и честно на них отвечать.

– Хочу быстрее зарабатывать деньги.

– Классно! А за что?

– Да за что угодно готов.

Важно понять мотивацию своего ребёнка, от чего всё-таки щекочет внутри. Здесь вопрос не всегда в образовании. Другое дело, что сейчас есть разные возможности его получить, классные варианты как познакомиться со средой, с разными людьми, об кого-то потереться, подумать, сделать какие-то пробы, попытаться прикинуть на себя что-то.

Тесты на профориентацию — это тоже не magic pill. Узнаешь про себя новенькое, но это будет не более чем гороскоп, если с этим ничего не делать. Три сильные стороны или три сильные области. Что можно с этим сделать? Еще нужно подключать практику. Нравится, условно, fashion, искусство и журналистика. Классно! Что выбрать? Или комбинировать? Попроситься к какому-то журналисту во время стажировки, недели моды и так далее. И либо такие действия развенчивают это очарование, либо подтверждают.

Есть шаги к пониманию своей карьеры. Они вообще не новы, и в любой аудитории я говорю: «Ребята, вам нужно определиться с образом результата. Для этого используем проактивные методики, самокоучинг, коучинг в группах, насмотренность, shadowing. Пока сидишь дома и думаешь: «Моё это? Не моё? Призвание или не призвание?» Ничего не будет вообще, кроме саморефлексии и самопережёвывания.

О молодом поколении

Они постоянно учатся, много что знают, быстро понимают, о чём с ними говоришь, и им уже неинтересно. Длинная лекция – вообще не формат. «Понятно, я схватила мысль, давай попробуем». Мысль – попробуем. Любой кейс – это челлендж. «Не архаичную ли староверскую историю ты рассказываешь? А как это работает? Покажи пример». Живые, смелые, при этом часто очень неуверенные в себе. Они все еще сильно опираются на внешнюю реакцию, внешний контекст. Там кто-то мне сказал, что я такой, и они верят. Ты им говоришь: «Алло! Ты что? Ты делаешь такие крутые штуки. Это откуда у тебя возникло?» Очень не хватает поддержки. При всем внешнем таком иногда колючкообразном поведении – внутри маленький мальчик или девочка, которая говорит: «Ай, я не знаю, я очень боюсь. Вот сейчас я это выберу – и что? Это же навсегда». И мы всё время развенчиваем миф: «Вообще ничего не навсегда. Ты можешь передумать, переобуться. Это нормально».  У них же ещё нет трек-рекорда, который позволяет судить: «Это работает, а это не работает. Буду так делать, потому что в это верю».

При этом финансовые цели многие молодые люди видят, а многие нет. Кто-то в 16 стал самостоятельным, покинул дом и начал зарабатывать сам или вообще из другой страны приехал. У нас на программе есть несколько ребят, у которых другое гражданство, им сложно устроиться в России. Кто-то живет с мамой и папой. У кого-то есть наследство. У кого-то есть сторонний доход. У всех разные ситуации. Но запрос на возможность хорошо зарабатывать, конечно, есть.

О работодателях

Компании уже понимают необходимость подстраиваться под формирующийся новый рынок кандидатов. Если они сейчас начнут не нанимать этих молодых людей, то завтра их наймёт кто-нибудь другой, и у них не будет свежего взгляда. Если взять всю глыбу рынка, это даже не вершина айсберга, это как бы некая плёнка на айсберге. То же самое, как цифровые продукты. В марже обычных российских компаний доля цифровых продуктов не так велика, но они знают, что если сейчас этим не заниматься, то вряд ли догонишь конкурентов завтра. То же самое с этим прогрессивным взглядом на рынок и на молодёжь. Они являются opinion makers и трендсеттерами одновременно. Подвигают работодателей быть более гибкими, креативными, современными.

Сейчас мы видим меняющийся тренд – происходит много кросс-индустриальных переходов, большое внимание уделяется над профессиональным компетенциям, работодатели уделяют внимание не только профессиональному трекрекорду, но и потенциалу и мотивации потенциальных сотрудников, открывая дополнительные возможности прежде всего для самой компании – увидеть ситуацию под другим углом зрения, поэкспериментировать.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

Чтобы продолжить чтение статьи, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте

Доступ к контенту бесплатный

Рекомендуем

Компании