Начав свой путь с дистанционного образования в конце XIX века, в первой четверти века XXI обучение в интернете стало обыденностью. Кто-то использует его потенциал, реализуя собственный, покупая самые разные курсы. Другие считают данный формат обучения потерей времени и денег. Как всегда – истина посередине.
Посмотрим на статистику и цифры
В мае 2023 г. «Коммерсантъ», публикуя аналитические данные рейтинговых агентств, отметило снижение спроса на интернет-курсы. Если по итогам первого квартала 2022 г. сектор онлайн-образования вырос на 27%, то за аналогичный период 2023 г. – всего на 21,2%.
Среди основных причин эксперты отметили падение популярности обучения по IT-направлениям, аналитике, бизнес-программам, менеджменту. При этом отмечался недостаток инвестиций в EdTech из-за высоких кредитных ставок и начавшимся процессам поглощения мелких игроков рынка онлайн-обучения крупными.
Исследователи подчеркнули, что снижение интереса потребителей к интернет-курсам и дополнительному образованию в данном формате не случайно. Устроиться на работу с бэкграундом в виде сертификата онлайн-курсов, непросто. Специалистов начального уровня, которых готовят на таких площадках, стало слишком много.
Тем не менее остались отрасли, которые показывают стабильный рост. Это направления музыкального проектного продюсирования (рост 57% за год), дизайн, монтаж и режиссура (рост от 18% до43% по разным критериям). В целом по состоянию на октябрь 2023 г. по данным аналитических фондов рынок EdTech показал рост в 35% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Эти исследования демонстрируют противоречивость рынка интернет-образования и отношения к нему потребителей. Разберем наиболее живучие мифы.
Миф 1: «Онлайн-курсы априори уступают по качеству традиционному обучению из-за своего формата»
Реальность: существует хорошее электронное обучение и высококачественные традиционные курсы. То же справедливо для обратного утверждения. Средство доставки обучения – сеть или классно-урочное объяснение – явно не является определяющим фактором. Это равносильно утверждению, что все разговоры лицом к лицу лучше, чем общение по мобильному телефону. Ряд других важных факторов, таких как качество преподавателя, методический материал и вовлеченность учащихся, бесспорно, опровергают миф об ущербности онлайн-доставки знаний.
Миф 2: «Дистанционные курсы не имеют ценности на рынке труда»
Реальность: в сети множество банально дилетантских онлайн-программ для получения специализации и развития навыков. Но не меньшее число курсов, которые были авторизованы, аккредитованы, признаны и одобрены региональными и федеральными органами просвещения, соответствуют академическим и образовательным стандартам. Работодатели и вузы осознают ограничения, с которыми могут сталкиваться люди, и понимают, почему многим удобнее пройти онлайн-программу, а не посещать очные занятия.
Официальные сертификаты об окончании интернет-курсов при вузах, лицензированных центрах и по традиционной тематике конкурентоспособны на рынке труда. И если вы закончите одну из этих программ дистанционного обучения, можете быть уверены, что к вашей карьере будут относиться серьезно.
Миф 3: «Онлайн-дипломы предназначены для желающих изучать экстравагантные предметы»
Например, гадание на кофейной гуще, мультипликация или микроинвестирование.
Реальность: Действительно, для развития многих навыков, важных для новых профессий, без интернет-обучения не обойтись. Хотя бы потому, что оно быстрее откликается на вызовы рынка, менее формализовано. Но в сети пользуются спросом и более привычные курсы, например, бизнес-программы MBA, сметное дело или обучение деловому письму. Правда в том, что современный профессионал может рассчитывать на занятия практически в любой области по своему выбору. Существуют программы дистанционного обучения в классической психологии, социальных и гуманитарных науках, экономике и программировании.
Большинство людей не осознают, сколько возможностей открывается перед ними благодаря онлайн-обучению. Достаточно подойти к выбору с критическим мышлением, осознанностью и непредубежденностью.
Читать по теме: Как увеличить производительность на работе?