В последнее время число стартапов растёт. Молодые люди всё чаще заявляют, что им интереснее создавать бизнес с нуля или быть партнёром такого проекта, а не идти работать в корпорацию. Безусловно, везде свои плюсы и минусы, – их мы и разбираем в статье.
С – cтабильность
Стартап (от английского «startup») – значит «запускать», то есть создавать что-то принципиально новое, чего ещё нет на рынке. В центре стартапа всегда интересная, оригинальная идея, которая сопровождается бизнес-планом – для претворения её в жизнь и получения прибыли по итогу. Стартап – это не обязательно про ИТ, как многие думают. Новые бизнесы могут возникать в совершенно разных сферах: фармацевтика, рестораны, e-commerce, образование, наука, социальные сети, производство одежды, экология и осознанное потребление и так далее. Особенность стартапов – масштабируемость, чем проект крупнее, тем быстрее он растёт. Плюс стартапа в том, что, например, хобби, то, чем человек любит заниматься, при грамотных вложениях и расчётах может превратиться в прибыльное дело.
Юлия Давыдова, которая работала HR-специалистом, занималась подбором, обучением персонала и кадровым делопроизводством в фешн-стартапе, рассказывает: «У нашей компании было собственное производство обуви и верхней одежды. Интересный проект, интересные задачи. Сфера стала новой для меня, было любопытно попробовать себя в этом направлении. Ещё, что меня привлекло, – HR в единственном лице с перспективой создания своего HR-департамента и руководства им, как обозначили на собеседовании. То есть ты сам себе начальник, закрываешь все вакансии, включая топ-позиции».
Вначале над таким проектом обычно трудится маленькая группа из 3-4 человек. От их усилий, конкурентоспособности идеи, корректно составленных бизнес-планов, маркетинговой стратегии и ещё много чего и зависит жизнеспособность стартапа. Согласно аналитическому отчёту о стартапах StartapGenomeReport только один из 10 проектов «взлетает», а большинство сдуваются уже через год.
«Думаю, что почти невозможно предугадать на старте, будет ли стартап успешно развиваться. Стартап – лотерея своего рода, на российском рынке особенно. Наш проект в какой-то момент перестал развиваться, не дотянув до стадии «зрелости», компания работает в убыток, задерживает зарплаты. Поэтому я приняла решение уйти», – говорит Юлия Давыдова.
Даже эксперту иногда сложно разглядеть подводные камни. Например, кто мог подумать, что случится глобальная пандемия, самоизоляция и локдаун по всему миру? Это лишило многие стартапы инвестиций и дополнительного финансирования, а соответственно развития. Конечно, крупные компании чувствовали себя в пандемию куда увереннее за счёт отлаженных бизнес-процессов.
«Фуд-ритейл оказался той сферой, где не увольняли сотрудников, а, наоборот, открывали дополнительный набор. Даже если не брать в расчёт пандемию, состоявшийся бизнес живёт в соответствии с чётко определённой стратегией, развивается по плану, предлагает сотрудникам стабильную официальную зарплату, сложившуюся корпоративную культуру, льготы, социальный пакет. В данный момент у нас сосуществуют различные подразделения: экспресс-доставка с духом стартап-культуры, трансфармиционный офис, в задачи которого входит оптимизация и повышение бизнес-процессов, кросс-форматные проекты», – рассказывает Наталья Белоусова, начальник управления развития HR-бренда торговой сети «Пятёрочка».
У – узнаваемость
Сильный HR-бренд обеспечивает положительный имидж компании на рынке труда, по сути это её визитная карточка как работодателя. По данным исследования рекрутинговой компании Hays, 74% соискателей обращают внимание на бренд работодателя, 64% ищут информацию о продукте и услугах компании, а 59% изучают отзывы бывших сотрудников.
Тут всё просто – у крупных компаний есть HR-бренд, а у стартапов нет, потому что они только появились на рынке. С выстраивания HR-бренда никто не начинает, основная задача – раскрутить бизнес. Соответственно, бывших сотрудников у таких проектов нет и спросить в чатике в соцсетях – «Ну, как там? Платят нормально? Начальник не зверствует?» не у кого. Нацеливаясь на стартап, необходимо довериться чутью и просто рискнуть, понимая, что вы в том числе будете выстраивать и бренд работодателя. Это может быть интересно, но требует невероятных затрат энергии.
«У крупного бизнеса всё прозрачнее – большие компании осознанно развивают HR-бренд, создают EVP, формулируют преимущества для сотрудников и кандидатов, постоянно вкладываются в корпоративную культуру, у них есть карьерные страницы, аккаунты в соцсетях. Ну и что говорить, известный бренд – престижная строчка в резюме», – говорит Наталья Белоусова.
Но опять же – помните, такие монстры как Facebook, Uber, Airbnb тоже когда-то были стартапами, включая детище Илона Маска SpaceX. Интересно б отследить, где теперь те, кто рискнул на старте вместе с ними.
К–карьера
В стартапе часто приходится совмещать несколько функций: быть юристом, финансистом, маркетологом, пиарщиком. Что оправдано – рук не хватает, а работы много. Приходится делать всё и сразу: отвечать на письма, придумывать креативы, оформлять документы, думать о продажах, звонить клиентам. Лидеру стартапа придётся вникать в нюансы налогового законодательства, вовремя проводить все оплаты, думать о зарплате сотрудникам.
«Да, 100% каждый сотрудник взаимозаменяемый. Помимо HR-функции, я выполняла обязанности бизнес-ассистента, и частично бухгалтера. Также в компании был кадровый резерв на каждого сотрудника. Например, финансовый директор в моё отсутствие выполнял функции подбора персонала. И так с каждым сотрудником», – говорит Юлия Давыдова.
Есть вероятность, что при такой загрузке человек может стать крутым универсалом, но при этом остановиться в развитии именно в своей профессии, так как не хватит фокуса. Если в стартапе чаще всего необходимо уметь принимать решения и отвечать за них, то в большой компании процессы выстроены иначе.
«Хотя мы уходим от классической иерархии, в больших компаниях всё равно сохраняется вертикаль – ответственность на себя берёт руководитель, с которого в итоге будут спрашивать.Кроме того, у больших компаний как правило проработанная карьерная система, программа мотивации. При желании можно даже менять место жительства, так как офисы расположены сразу в нескольких городах», – поясняет Наталья Белоусова.
Обучение в стартапах происходит на практике, в процессе, например, звонит подрядчик – нужны документы, и сотрудник осваивает 1С. Учиться придётся скорее всего за свой счёт. Потому что предложить своим сотрудникам корпоративное обучение или дополнительные курсы начинающие компании не всегда могут, что нормально и объяснимо. Большой бизнес открывает корпоративные университеты, запускает собственные системы обучения и повышения квалификации: специалист понимает, каких навыков ему недостаёт и проходит соответствующий курс для повышения не только профессиональных, но и личностных компетенций.
О – офис
У стартапа может быть офис, а может и не быть – зависит от стартового капитала, успешности и финансирования проекта. Конечно, при современной удалёнке это не проблема, а даже преимущество – можно работать из дома. Но не все руководители идут на такое, поэтому нужно быть готовым, что вы будете встречаться с коллегами где-нибудь на 50 квадратных метрах на окраине города. И только через какое-то время переедете поближе к центру.
«В нашем случае с самого начала был уютный офис в центре города, на удалёнке в компании не работали», – рассказывает Юлия Давыдова.
Большой бизнес может себе позволить целенаправленно вкладываться в комфортные условия работы – модернизировать офис, делать его более современным, удобным.
«Для известных брендов флагманские офисы – визитная карточка компании. Так, в «Пятёрочке» мы полностью траснформировали пространство в центральном офисе, организовали его по типу коворкинга, потому что у многих наших коллег гибридный график, например, 3 дня дома и 2 в офисе или 4 дня на удалёнке и один – в офисе и так далее. Вещи они могут оставить в локерах, а рабочее место забронировать через специальный сервис», – говорит Наталья Белоусова.
И – инновации
Стартап это сам по себе инновационный бизнес, в этом его смысл – развивать то, чему ещё нет аналогов. Поэтому в нём уже на старте заложена инновационность. В этом привлекательность – воплотить крутую идею в жизнь, стоять у истоков интересного дела, искать нестандартные решения.
«Один из плюсов стартапов – это возможность профессионального роста. Если стартап станет стабильной компанией, у сотрудника есть шанс быстро вырасти в карьерном плане – до руководителя. Мотивируют разноплановые задачи, так как прокачиваешь себя по разным направлениям. Коллектив небольшой, от этого дружный, с близкими отношениями. Но всё равно, поработав в стартапе, в итоге я выбрала компанию, которая устоялась на рынке. Опыт крутой, но стартап – это риск для наёмного сотрудника», – поделилась Юлия Давыдова.
Большие компании тоже предлагают запускать стартапы внутри бизнеса и заниматься корпоративным предпринимательством. Тут несколько плюсов: не нужно идти вовне за экспертизой, так как более опытные коллеги могут поделиться аналитикой, не нужно думать о привлечении инвестиций, договариваться с потенциальными спонсорами и партнёрами. Третье – комфортная среда. В крупных компаниях процессы отлажены, большинство автоматизировано. Об оплатах, оформлении документов, подборе команды голова не болит, можно полностью сосредоточиться на проекте.
Итак, делаем выводы:
● Решение, куда пойти работать, безусловно, человек принимает самостоятельно. Стартапы привлекательны для тех, кто готов к экспериментам, хочет попробовать развиваться в новом, но долгосрочных гарантий они дать не могут.
● Сильный HR-бренд – это не про стартап. За престижной строчкой в резюме – в крупную компанию.
● В стартапе можно стать крутым универсалом, освоить кучу новых навыков, но придётся совмещать сразу несколько профессий. И да, работы будет очень и очень много.
● В крупном бизнесе тоже можно запускать стартапы. Для этого созданы все условия: бизнес-процессы отлажены, есть бюджет и экспертиза. Вы занимаетесь исключительно реализацией идеи и всё это в современном и красивом офисе.
Фото Pixabay, Unsplash
При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна