Термин «конвергенция» означает сближение, схождение вместе разных признаков, функций. Процесс конвергенции в настоящее время приобрел популярность в гуманитарной сфере, особенно в коммуникациях и медиасреде. Основная причина распространения конвергенции – развитие современных технологий. Именно они не только позволяют, но и заставляют рынок труда трансформировать ранее привычные специальности и профессии.
Такая разная конвергенция
В профессионально-кадровой сфере конвергенция может осуществляться в нескольких направлениях:
- конвергенция компетенций;
- конвергенция квалификаций;
- конвергенция специальностей.
Конвергенция компетенций реализуется в рамках одной профессии и возникает тогда, когда без новых компетенций человек просто не способен эффективно выполнять свои обязанности. Например, журналист должен не только работать с текстом, но и уметь монтировать и редактировать материал, чтобы создать контент, пригодный к использованию и распространению на разных медиа платформах. Или же умение работать в проектной команде по стандартам проектного менеджмента для представителей любых специальностей.
В обоих случаях речь идет о hardskills. В рамках softskills конвергенция проявляется в развитии креативности, умении предложить нестандартное решение в проблемной ситуации.
О конвергенции квалификаций говорят, когда объединяется функционал, присущий специалистам разного уровня. Например, человек с дипломом инженера работает на должности «наладчика станков с числовым программным управлением». Вроде бы наладчик – это уровень выпускника колледжа, но с другой стороны, сложность современного оборудования такова, что не всегда доступна даже специалистам с высшим образованием. Вот и возникает сближение квалификаций.
О востребованности конвергенции специальностей, или профессий, на рынке труда говорят уже несколько лет. Иногда ее заменяют понятным словом «многопрофильность» и «многофункциональность». Например, если начальник отдела кадров помимо основных обязанностей должен вести подбор персонала или кадровое делопроизводство – это многофункциональность. Причем вынужденная, возникающая из-за экономии средств на специалистах и оптимизации штатной численности.
Конвергентность – это нечто другое. В приведенном выше примере руководитель HR-отдела найдет рекрутера, и дело от этого только выиграет, так как разорвется искусственное сращивание обязанностей. При конвергенции профессий сближение навыков и функционала воспринимается как гармоничное единство.
Конвергенция профессий наглядно проявляется в среде маркетинга. Сложно представить современного квалифицированного маркетолога, который не умеет пользоваться цифровыми рекламными метриками или расчетом экономической эффективности. То есть маркетолог становится аналитиком.
В вакансиях уже почти невозможно найти запросы на маркетологов, занимающихся только продвижением и настройкой таргетинга. Часто работодатели требуют от потенциальных работников умение создавать презентационные ролики, работать с видеоконтентом и анализировать информационное поле.
Обучение в вузе пока не очень успевает за этими тенденциями, поэтому остается надеяться на постоянное самообразование.
Читать по теме: Профориентационные тесты: что это и для чего нужны