Карьерный рост в корпорации: как пройти путь от молодого специалиста до ведущего

Выпускники вузов при поиске первого места работы часто ищут вакантное место в крупной корпорации. Насколько эта мечта достижима и что нужно предпринять для того, чтобы достичь цели, рассказывает Гречко Татьяна, кандидат исторических наук, ведущий специалист отдела содействия трудоустройству выпускников и обучающихся СПбГУ ГУАП, экс-директор по персоналу холдинга «Стойленская нива», ОАО «Русские самоцветы», ОАО «Петрохолод», член Ассоциации карьерного консультирования и сопровождения (АККС).

Государственные и частные корпорации представляют сектор крупных компаний. Построение карьеры в них отличается от таковой в стартапе. В корпорациях есть жесткая система горизонтального подчинения, бюрократия при принятии решений, сложившаяся корпоративная культура, а формальными составляющими карьерного роста являются утвержденная организационная структура, штатное расписание, должностная инструкция. Для каждого рабочего места устанавливается сетка категорий или разрядов, размер и система оплаты труда. Все формальные критерии прописаны в локальных нормативных актах, сотрудника при приеме на работу с ними обязательно ознакомят.

Специалист, например, может быть старшим, ведущим, главным. Эти деления иногда имеют подкатегории: старший специалист 1-й категории, ведущий инженер 2-й категории и т.д. Переход со стажера на должность специалиста или инженера первой категории часто возможен только при наличии профильного высшего образования, а переход на должность старшего специалиста – после 1-3 лет работы. В государственных корпорациях резкие карьерные прыжки без соответствующего образования и стажа работы практически невозможны, в частных – вероятны, но тоже трудны. В сфере продаж или IT-разработок карьерное продвижение, как правило, быстрее.

Для амбициозного молодого специалиста такой путь часто воспринимается долгим, не отвечающим его представлениям о реальной карьере. Но надо иметь в виду, что критерии корпоративной системы определяют общее направление карьерного роста, а содержание зависит от личных и профессиональных качеств работника.

Не будет преувеличением утверждение, что карьеру в корпорации можно строить со студенческой скамьи. Этому способствует система стажировок и практик: в компании «Билайн» – программа «Поколение Digital», в ООО «Юнилевер» – «Made By You Business Academy» (бизнес-направление). В компанию «Герофарм», например, через официальный сайт можно отправить резюме, пройти собеседование с рекрутером и SHL тестирование, обсудить кейс с наставником и получить приглашение на стажировку.

Важный нюанс: корпорации и крупные компании очень часто предъявляют требования к знанию иностранного, чаще всего английского, языка на уровне не ниже В1.

В поисках места для стажировки студенты могут обратиться в центры карьеры или отделы содействия трудоустройству обучающихся, которые сейчас созданы в большинстве вузов. Эти подразделения нацелены на развитие партнерских отношений с профильными предприятиями – работодателями, они аккумулируют и распространяют информацию о вакансиях для студентов старших курсов и выпускников, помогают налаживать коммуникации между студентами и корпорациями.

Используя возможность прохождения стажировки или практики, ко времени окончания вуза молодой человек приобретает, как минимум, информацию для резюме о полученных в известной компании навыках и умениях, как максимум – рабочее место.

Если молодой специалист нацелен на построение профессиональной карьеры, то в крупной компании он не останется один на один со своими стремлениями. Колоссальные наработки в сфере HR-менеджмента и финансовые ресурсы позволяют корпорациям реализовывать разнообразные программы планирования карьеры сотрудников. Работника сопровождают специалисты службы персонала, ответственные за его обучение и развитие, наставники из числа коллег в подразделении. В корпоративных положениях о деловой оценке персонала, о системе внутрифирменного обучения, о формировании кадрового резерва и многих других прописано:

– как составить индивидуальный карьерный план;

– как строить отношения с наставниками;

 – какие программы обучения или повышения квалификации потребуются для реализации карьерного плана;

– сколько времени потребуется на это.

Получение повышения по службе или достижение главной цели на работе не происходит в одночасье. Карьерный рост в корпорации от молодого специалиста до ведущего – задача вполне по силам в первые 3-5 лет работы. Но к этому должно быть не только стремление, но и моральная готовность. Возможно, понадобится обсудить перспективы карьерного роста с непосредственным руководителем или специалистом отдела персонала, чтобы ответить себе на вопросы:

•          Каковы критерии продвижения по службе в отделе, подразделении, дивизионе?

•          Есть ли пробелы в навыках, насколько они серьезные?

•          Какие этапы нужно пройти в построении карьеры? Какие из них обязательные, а какие можно «проскочить»?

•          В каких проектах, существующих в компании, можно и нужно принимать участие?

•          Каковы основные навыки, которые делают человека успешным в этой роли?

•          Необходимо ли дополнительное образование, повышение квалификации?

На все эти вопросы надо найти ответы, возможно, не сразу, со временем. Помогут этому и лояльность к компании, встроенность в систему корпоративных отношений и осознание возможных проблем и препятствий.

Подведем итоги

 Итак, слагаемые карьерного роста в корпорации – профильное образование, опыт работы, проактивность, ответственность, стремление к саморазвитию, лояльность корпоративным ценностям и время. Переход со ступени на ступень предполагает наличие профильного образования, приобретенных за годы учебы и работы навыков и умений. Необходимо и элементарное желание строить карьеру, брать на себя дополнительные обязанности и ответственность, особенно, если речь идет о руководящей должности даже начального уровня.

Фото Unsplash

При использовании материала гиперссылка на соответствующую страницу портала wowprofi.ru обязательна

1

Рекомендуем

Компании