Этому поможет знание особенностей своей личности, психологии команды, законов менеджмента и целеустремленность в желании самосовершенствования.
О лидерстве и важности его в команде
Тип лидерства – это определенный стиль руководства (если речь идет о формальной стороне) или доминирования (если говорят о неформальном лидере).
Лидерство как управленческую категорию и склонность личности изучают разные науки: психология, социология, менеджмент, теория организационного поведения. Каждая вносит свой вклад в понимание факторов эффективности, мотивационного потенциала лидера, его роли в создании позитивной рабочей среды.
Разные ситуации и корпоративные культуры могут требовать отличающихся стилей руководства. Понимание этого помогает организациям принимать обоснованные карьерные решения, а людям развить свои сильные стороны.
Типы лидеров:
- автократические: принимают решения самостоятельно, не считаясь с мнением команды, не обременяют себя обратной связью;
- демократические: вовлекают членов группы в процесс принятия решений, добиваются общего вклада и признания персональных заслуг;
- трансформационные: вдохновляют и мотивируют коллег через раскрытие новаторского потенциала членов группы и умелого направления его в нужное русло;
- транзакционные: сосредотачиваются на вознаграждении или наказании участников команды в зависимости от результатов их работы.
Развитие лидерских качеств
- Эффективная коммуникация. Развить помогают курсы публичных выступлений, семинары по ораторскому мастерству. Практикуйте активное слушание, уделяя пристальное внимание тому, что говорят другие, и задавая уточняющие вопросы. Ведите дневник или блог для навыка выражения идей в письменной форме.
- Эмоциональный интеллект. Поработайте с коучем, чтобы получить представление о своих сильных и слабых эмоциональных сторонах. Посетите тренинг, позволяющий безошибочно распознавать чувства и эмоции других людей.
- Навыки принятия решений. Не бойтесь нового опыта для тренировки уверенности в себе. Извлекайте уроки из прошлых событий, размышляя о результатах, выделяя ошибки и моделируя разные способы решения проблем или конфликтов. Освойте такие методы: анализа личностных затрат и выгод, дерево решений, ранжирование вариантов для принятия обоснованного выбора.
- Навыки тайм-менеджмента. Используйте мобильные приложения или гаджеты для отслеживания затрат своего времени. Ставьте себе и команде четкие цели, расставляйте приоритеты. В первую очередь научитесь делегировать обязанности, чтобы эффективно управлять своей рабочей нагрузкой и избежать эмоционального выгорания.
- Навыки командообразования развиваются через активное слушание и эффективную коммуникацию. В результате складывается четкое понимание командной динамики, осознание грамотного управления конфликтами.
Как стать эффективным менеджером:
- развивайте прочные отношения с членами команды, чтобы создать позитивную рабочую среду;
- ставьте четкие и достижимые цели, чтобы группа могла спрогнозировать результат;
- регулярно общайтесь и предоставляйте обратную связь подчиненным;
Эффективность управления может быть измерена такими способами, как соблюдение сроков реализации проекта, достижение целевых показателей продаж или получение положительных отзывов от клиентов.
Читать по теме: Как эффективно делегировать задачи и управлять командой?