Для этого необходимо знать потенциал каждого участника рабочей группы, уметь распределять задачи и понимать зоны ответственности как руководителя, так и остальных участников командной работы.
Что такое делегирование в системе менеджмента?
Под делегированием понимается передача определенных функций от одного сотрудника другому. Не всякое перераспределение называется делегированием, а такое, когда руководитель передает члену группы управленческие полномочия.
В работе это позволяет достигнуть нескольких целей:
- освободить лидера для решения более важных или неотложных задач;
- сформировать у подчиненных чувство общности дела;
- облегчить задачу управления командой.
Механизмы делегирования задач в команде:
- прямое делегирование, когда руководитель возлагает ответственность на подчиненного. Заключается в четком изложении задачи, определении конкретных сроков, планируемых результатов, а также в предоставление необходимых ресурсов;
- коучинг, или оказание поддержки членам группы по мере того, как они берут на себя новые задачи или обязанности. От руководителя обязательна обратная связь, а подчиненные постепенно приобретают уверенность и компетентность, становятся способными брать на себя больше ответственности;
- обучение используется, если команде не хватает определенных навыков или знаний. Тогда руководитель может провести обучение без отрыва от производства через делегирование задач;
- ротация предполагает временное назначение на смежные должности или отделы, чтобы получить реальное представление об обязанностях других коллег. Метод используется для выявления сильных и слабых сторон сотрудников, адаптации планов их карьерного развития.
Критерии эффективного делегирования:
- присутствует четкая коммуникация, постоянная обратная связь, своевременное реагирование на просьбы в виде поддержки, чтобы подготовить команду к успешному выполнению задач;
- формируется целевая группа, инициирующая конкретные решения. При этом присутствует межфункциональное сотрудничество, люди получают возможность проявить свои навыки, увидеть как личностные, так и организационные перспективы развития;
- менеджер распределяет задачи между членами рабочей группы с учетом их опыта, знаний, при необходимости предоставляет рекомендации и или конструктивную критику.
Эффективность зависит от поставленной задачи, навыков и опыта команды, а также применяемого стиля менеджмента:
- прямое делегирование эффективно, когда работа рутинная, подчиненный обладает навыками, опытом для ее выполнения и от руководителя не требуется долго вводить его в суть дела;
- коучинг целесообразен, если членам команды не хватает необходимых навыков или опыта для самостоятельной работы, требуется активное сопровождение или консультирование;
- обучение лучше применять, когда руководитель не только обладает набором навыков экспертных знаний, но и умеет передавать их коллегам;
- ротация продуктивна при стремлении членов команды к получению новых знаний, или если карьерная траектория предполагает подготовку их к руководящим должностям.
Читать по теме: Каким должен быть идеальный руководитель?