Как происходит отмена Болонской системы в России?

В мае 2022 г. министр науки и высшего образования заявил, что российские вузы выдут из Болонского системы. Этот процесс включает введение новых уровней вузовского обучения: основного и специального. Магистратура при этом станет этапом профессиональной подготовки. Проект пилотный и пока рассчитан до 2026 г.

Немного истории

Болонский процесс ведет свое начало с 1999 г. Суть его сводится к следующему:

  • унификация процедур и стандартов профессионального обучения по всей Европе, продвижение европейских ценностей;
  • двухуровневая структура обучения, когда не освоив первую ступень (бакалавриат), невозможно поступить на вторую (магистратура). Продолжительность бакалавриата не может быть меньше 3-х лет;
  • введение образовательных кредитов (ECTS) – особого механизма оценки учебной, творческой и научной активности обучающихся;
  • содействие академической мобильности студентов и преподавателей, сотрудничество между университетами по всему миру, обучение магистрантов на последнем курсе в партнерских вузах;
  • взаимное признание дипломов стран-участниц Болонской системы без дополнительной нострификации.

Как происходит отмена Болонской системы в России?

Особенности в России

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 г. Переход был сложным и неоднозначно воспринимался общественностью, в том числе академической. Первый вал недовольства обрушился на бакалавриат. Долгое время его считали не полным, ограниченным высшим образованием. Выпускники боялись, что дипломы бакалавров работодатели будут воспринимать на уровне дипломов колледжей.

Затем критика переместилась на узкоспециализированный характер подготовки бакалавров. Из-за недостатка практической части выпускников технических направлений приходилось доучивать на рабочих местах. В свою очередь магистратура стала рассматриваться многими выпускниками не как возможность расширить знания, а как способ еще на два года продлить беззаботное студенческое время.

Из плюсов двухуровневой системы можно отметить возможность получить за 6 лет дипломы разных специальностей. Например, окончить бакалавриат по экономике, а магистратуру – по маркетингу. На выходе получался востребованный специалист.

По некоторым направлениям в России продолжала действовать отечественная структура образования. Например, при подготовке инженеров вузы оставили специалитет. За 4 года оказалось невозможно освоить общеобразовательные и технические дисциплины, получить необходимую практику.

Можно сказать, что полностью Россия так и не перешла на Болонскую систему. В стране существовал некий гибрид, сохранивший положительные качества российской подготовки специалистов.

Начало пилотного проекта

В послании Федеральному Собранию в 2023 г. Президент России В.В. Путин сказал, что необходимы преобразования в высшем образовании. За основу он предложил взять традиционную систему подготовки специалистов. При этом все уже поступившие студенты продолжат обучение по старой программе.

Президентским указом от 12 мая 2023 г. был дан старт экспериментальному проекту по выходу страны из Болонского образовательного процесса. На протяжении трех учебных лет – с 2023 по 2026 – в выбранных на усмотрение Минобрнауки вузах будут апробировать следующую модель высшего образования:

  • первый базовый уровень (от 4 до 6 лет обучения на усмотрение вуза);
  • второй, специализированный (магистратура, ординатура, до 3-х лет);
  • профессиональное образование (бывшая аспирантура).

Вузы экспериментальной площадки имеют право внедрять инновационные идеи, формировать учебные планы и разрабатывать стандарты. Ежегодно отчет о ходе эксперимента будет заслушиваться на Правительственной комиссии. На основании этого опыта к 2026 г. будут созданы единые ФГОСы, программы обучения.

Необходимо отметить, что проект затрагивает уровень не ниже вузовского. Следовательно, в колледжах и школах все пока остается по-прежнему. Дело в том, что после выхода России из Болонского проекта многие заговорили об отмене ЕГЭ. Как показывает президентский указ, единый механизм выпускного школьного и вступительного вузовского контроля меняться не будет.

Таким образом, отмена Болонской системы в России происходит плавно, без потрясений, с постепенной подготовкой нормативной базы.

Читать по теме: Что такое модульное обучение в вузе?

Рекомендуем

Компании

Рекомендуем

Стажер департамента социального проектирования и развития

Москва, Верейская улица, 29с34
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в команду HR

Москва, Ленинградское шоссе, 39Ас3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер группы клиентского сервиса

Москва, Волочаевская улица, 5/1
Оплачиваемая
Компания:  photo-2023-10-10-17-19-48
Срок подачи заявок

Стажер (Развитие Бизнеса, Маркетинг)

Москва, Ленинский проспект, 111к1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в группу международных проектов

Москва, улица Льва Толстого, 16
Оплачиваемая
Компания:  yandex-logo
Срок подачи заявок

Начинающий специалист по работе с документами

Москва, Ткацкая улица, 11
50000 – 50000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Ассистент HR-менеджера

Москва, Рязанский проспект, 8Ас14
50000 – 10000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в команду продвижения сетевых решений

Москва, Волочаевская улица, 5к1
Оплачиваемая
Компания:  photo-2023-10-10-17-19-48
Срок подачи заявок

Младший администратор 1С (стажер)

Москва, Летниковская улица, 10с2
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Технолог (стажер)

Старая Купавна, ул Кирова, д. 29
Оплачиваемая
Компания:  /src/Frontend/Files/MediaLibrary/01/507494.jpeg
Срок подачи заявок
Руководитель детского хореографического коллектива

Руководитель детского хореографического коллектива

Руководитель детского хореографического коллектива – специалист, который организует, планирует и проводит занятия по хореографии для детей, развивая их танцевальные навыки, творческое мышление и физическую подготовку.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

приемная кампания в колледжи
Как прошла приемная кампания в техникумах и колледжах в 2024 году?

15 августа завершилась приемная кампания в учреждения среднего профессионального образования. Итоговые данные для статистики будут сведены к концу года. Но общее представление можно составить из министерских докладов, отчетов руководителей техникумов. В топе специальностей в этом году оказались кондитеры, акушеры, мастера по ремонту автомобилей, IT-специалисты, технологи разных отраслей производства.

Как дизайн офиса влияет на производительность и креативность
Как дизайн офиса влияет на производительность и креативность

Благодаря продуманному сочетанию искусства, биофильных элементов, индивидуальных цветовых акцентов, разнообразных текстур, и индивидуальных решений для хранения офисы становятся не просто местами для работы. Они превращаются в центры вдохновения, продуктивности и инноваций.

Как эмоции влияют на восприятие знаний
Как эмоции влияют на восприятие знаний

Посмотрим правде в глаза – в первую очередь мы эмоциональные существа, во вторую – рациональные. Наши эмоции определяют реакцию на ситуации, выбор, на чем сосредоточить внимание. Радость и воодушевление, тоска и страх существенно влияют на когнитивные функции, включая навыки принятия решений и креативность.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны