Что такое модульное обучение в вузе?

Технологии преподавания и освоения материала в высшем образовании постоянно совершенствуются. К современным способам относится модульная система. Модуль может быть предметным, встраиваемым в разные курсы. Или организационным, как часть системы подготовки специалистов.

Особенности модуля как образовательного формата

  • Учебная программа – это список курсов, в то время как курс может содержать одну или несколько лекций. Каждая лекция может состоять из одного или нескольких модулей. Модуль в свою очередь разбивается на теоретический материал, практические задания, тесты для запоминания и вопросы итогового контроля. Один модуль можно использовать для нескольких учебных программ. Модульные курсы могут существовать без основного курса и встраиваться в любую программу.
  • Традиционно это форма упаковки содержания учебной дисциплины в более короткие, логически автономные блоки. Особенность модулей – это самостоятельный выбор, компоновка, доступность в любое время и в любом месте, гибкость, частые практики и обратная связь с преподавателем.
  • Примером модульного дистанционного обучения является онлайн-курс, предлагаемый университетом. Курс разделяется на несколько блоков, каждый из которых охватывает отдельную тему в изучаемой области. Блоки э то комбинация текстового материала, видеороликов и интерактивных занятий.
  • Модули используются для организации курса по неделям, учебным единицам или другим критериям. Пример организационного подхода – разделение цикла обучения не на семестры, а на периоды от 5 до 12 недель. Нет привычных летней и зимней сессий, экзамены и зачеты проходят сразу по окончании модуля. Итоговая оценка за год выводится накопительным принципом.

Рассмотрим варианты этой формы обучения в российских вузах.

Особенности модуля как образовательного формата

Высшая школа экономики

  • Здесь присутствует смешанная система: некоторые учебные программы разделены на да семестра, но большинство включают три или четыре модуля. В случаях с межпредметными занятиями блоками проводятся онлайн-занятия для разных кампусов. В этом случае студенты Вышки из разных городов имеют возможность слушать лекцию одного преподавателя.
  • Модули состоят из основных и дополнительных блоков. Дополнительные называются майноры. Это пример междисциплинарного подходая, который применяется для обучающихся по разных специальностям. Например, студент бакалавриата «Правоведение» начиная со второго курса имеет право взять дополнительный майнор по экономике, если считает, что базовых знаний по стандарту недостаточно.
  • После каждого модуля проводится контрольный срез знаний. Он состоит из экзаменов, проектных работ, написания эссе, сдачи лабораторных и практических занятий. Теоретические зачеты практически отсутствуют. Оценки выставляются по 10-балльной системе. Расписание сессий каждый год новое. Ориентировочно модули заканчиваются в октябре, декабре, марте и июне. Каникулы бывают три раза в год: зимние, майские и летние в июле-августе.

НИУ ИТМО

  • Модульное обучение реализуется у бакалавров и магистров. Изучение предмета не растягивается на весь семестр (или несколько семестров), а происходит компактно, за несколько недель в зависимости от объема программы. Как только пройдена теория и практические занятия, проводится итоговый контроль по дисциплине. Линейный принцип преподавания остался на некоторых курсах бакалавриата, в магистратуре он отсутствует.
  • Из классической системы преподавания осталась периодичность введения курсов и предметов. Сначала изучаются общие дисциплины, затем профильные и узкоспециализированные. То есть, модуль по нейронным сетям у программистов можно пройти только после успешного освоения блока по математическому анализу.
  • В магистратуре шесть модулей. Есть онлайн и офлайн-курсы. Их периодичность указывается в расписании и в личном кабинете каждого студента. Дополнительные и факультативные предметы вклиниваются в блоки основных дисциплин в зависимости от загруженности обучающихся и преподавателей.

Таким образом, при модульном обучении студенты получают возможность расширить спектр изучаемых предметов. Но для этого требуется ответственность, дисциплина и высокий уровень самоорганизации.

Читать по теме: В каких вузах самые высокие стипендии?

1

Рекомендуем

Компании

Рекомендуем

Стажер в отдел ИТ контролей

Москва, Электрозаводская улица, 27с1А
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в отдел финансового аутсорсинга и консалтинга

Москва, улица Щипок, 9/26с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Программист-стажер

Москва ул. Воронцовская, д. 35Б, корп. 2
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер по развитию молодежного бренда работодателя

Москва, Волочаевская улица, 5к1
Оплачиваемая
Компания:  photo-2023-10-10-17-19-48
Срок подачи заявок

Стажер в отдел планирования рекламы

Москва, Ленинградский проспект, 15с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Программист-стажер

Москва, улица Правды, 23
45000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер отдела маркетинга

Москва, улица Шаболовка, 31Г
Неоплачиваемая
Компания:  domeo
Срок подачи заявок

Ассистент отдела рекламы

Москва, Петровский б-р, 15 строение 1
80000 – 85000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер-маркетолог

Москва, Кржижановского, 16/3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в PR-отдел

Москва, Ленинградское шоссе, 39Ас3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок
Бетонщик

Бетонщик

Бетонщик – это квалифицированный рабочий, занимающийся подготовкой, заливкой и обработкой бетона и железобетона в строительных конструкциях, таких как фундаменты, стены, перекрытия и другие элементы.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

Студенческие стартапы
Студенческие стартапы: как идеи из университетских стен выходят в бизнес

Примеры успешных стартапов дают оптимистичный настрой тем, кто мечтает продвинуть свою идею. Тем, кто болеет за успех страны в инновационной международной гонке. Стартапы от талантливых студентов находят дорогу в российский бизнес и производство благодаря федеральным программам, грантам от частных фондов и предпринимателей.

Как развить цифровую эмпатию и улучшить взаимодействие в команде
Как развить цифровую эмпатию и улучшить взаимодействие в команде

Цифровая эмпатия (digital empathy) — это способность понимать и сопереживать чувствам и эмоциям других людей в онлайн-пространстве. Она включает в себя активное слушание, внимательное восприятие невербальных сигналов и умение интерпретировать контекст общения даже через экраны мониторов.

Как с помощью методик визуализации, реализовать свои карьерные устремления
Как с помощью методик визуализации реализовать свои карьерные устремления

Визуализация – это ментальная практика, которая позволяет совершенствовать навыки и достигать поставленных целей. Спортсмены, предприниматели, исполнители и другие профессионалы используют методы визуализации, чтобы представить достижение целей, воплощение желаемого образа мышления и поведения. Вот несколько основанных на исследованиях стратегий визуализации, которые помогут осознать и ускорить карьеру.

Как театральные практики помогают в обучении
Как театральные практики помогают в обучении

Театр в образовании выходит за рамки развлечения. Он способен создать творческую обстановку, которая меняет отношение, поведение и знания учащихся. Театр помогает сформировать целостную образовательную среду для эмоционального, интеллектуального, социального и физического развития учащихся.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны