Прокрастинация - распространенное поведенческое явление, преодоление которого требует самосознания, эффективного управления временем и изменений в образе действий. Понимая глубинные причины прокрастинации, внедряя эффективные стратегии, можно добиться большего успеха в профессиональных начинаниях.
В чем истоки этой вредной привычки?
Прокрастинация проявляется в откладывании на потом задач, которые необходимо решить здесь и сейчас. Такое поведение возникает из-за психологических факторов, например, страха неудачи, отсутствия мотивации, трудностей с началом выполнения задания.
Прокрастинация – это не только вопрос управления временем или самодисциплины. Она глубоко переплетена с эмоциональными и когнитивными процессами человека. Поэтому техники работы с прокрастинацией чаще всего разрабатывают психологи.
Каждый раз, когда дело откладывается, происходит подпитка вредной привычки, а именно:
- формируется стереотип «не делай, если не хочется»;
- практикуется избегание вместо участия;
- закрепляются внутренние страхи.
Активное участие помогает приобрести позитивное отношение к деятельности, а бездействие формирует негатив.
Прокрастинация на работе – сплошные недостатки
Промедление может иметь серьезные последствия для производительности труда и общей результативности:
- нерегулярная работа приводит к спешке в последнюю минуту, снижению результата, стрессу;
- накопление задач становится источником чрезмерной рабочей нагрузки, падения эффективности;
- упускаются возможности для роста и продвижения по службе;
- из-за срыва сроков затрудняется командное сотрудничество.
Поэтому вопрос «Как избавиться от прокрастинации?» приобретает утилитарное значение.
Как побороть прокрастинацию?
- установление четких, конкретных целей помогает составить дорожную карту для выполнения задачи, устраняет двусмысленность, снижает вероятность проволочек;
- расстановка приоритетов в делах. Можно использовать матрицу Эйзенхауэра, где задачи классифицируются на «важные – срочные», «важные – не срочные», «неважные – срочные». «неважные – не срочные». Исходя из этого планируется их выполнение;
- разделение крупных проектов на мелкие, выполнимые без дополнительного настроя. Это делает их менее обременительными, позволяет ощутить прогресс, избавиться от прокрастинации на работе;
- использование блокировки времени, когда в течение конкретного тайм-периода выполняется конкретная задача, а отвлекающие факторы игнорируются. Способ помогает поддерживать концентрацию и продуктивность;
- создание системы вознаграждений за выполнение заданий вовремя или с опережением графика. Награда становится положительным подкреплением, дополнительным мотиватором для соблюдения дедлайнов, помогает справиться с прокрастинацией.
Примените на практике то, что вы узнали
«Аргументы против задержек». Подумайте об одном деле, которое вы в настоящее время откладываете, напишите об этом на листке бумаги. Теперь запишите в первый столбик все причины задержки. Это может занять несколько минут, потому что некоторые причины скрыты, не лежат на поверхности, но именно они являются сдерживающими факторами при попытках избавиться от прокрастинации.
Во второй столбик запишите аргументы против задержек, убедительно объясните все причины такого поведения. Как только вы их проанализируете, можете приступить к выполнению поставленной задачи.
«Пятиминутный план». Распишите дела на небольшие этапы, выберите любой и поработайте над ним всего пять минут. Каждый раз выполняйте только небольшую часть задания из крупного плана. Через пять минут переключитесь на что-то другое, если хотите. Скорее всего, вы достаточно увлечетесь, чтобы продолжить выполнять начатое дело.
После выполнения вычеркивайте этап из плана или ставьте напротив «+». В данном случае дополнительно подключается визуализация успеха, закрепляется позитивная реакция как способ побороть прокрастинацию.
На этом пути возможен некоторый откат назад. Не стремитесь быть идеальным. Иногда планы не срабатывают, но «не ошибается тот, кто ничего не делает». Осознайте неудачу и начните все сначала.
Читать по теме: Не хочу ходить на работу из-за депрессии. Что делать?