Самостоятельное обучение детей основано на интересе к учебе, а также развитии таких навыков как ответственность и самоконтроль. Исходя из этого, процесс обучения ребенка в первую очередь затрагивает тренировку soft skills: самомотивации, концентрации внимания, памяти, планирования времени и даже критического мышления.
Самомотивацию можно тренировать через ведение «Летописи личных успехов». Пусть ребенок сам выберет тетрадь или ежедневник, с которым ему будет приятно «делиться» своими удачами. Записывать необходимо даже самые небольшие или странные успехи. Например: на спокойном перекрестке, где мало машин, не стал перебегать дорогу на красный свет, а дождался зеленого – молодец!
Необходимо предварительно обговорить с ребенком, что подразумевается под положительными результатами разных дел. «Летопись» необходимо вести каждый день, следовательно, ребенок будет нацелен на мотивирование себя к успеху, как минимум для того, чтобы было, что записать в книгу собственных положительных результатов.
Для тренировки концентрации внимания можно выполнять упражнение «Назови цвет». На листке бумаги пишутся названия цветов, при этом слово «синий» записывается красным и зеленым фломастерами, «черный» – желтым, синим и черным, «зеленый»– черным, оранжевым и красным и так далее. Произнося название света, надо сконцентрироваться и не перепутать написанное и увиденное.
Планирование собственного времени хорошо развивает методика предварительной оценки затраченного времени. Составьте вместе с ребенком список самых разных дел, например, почистить зубы, собрать портфель, вымыть посуду, выучить стихотворение из 3-х столбцов. Ребенок должен сам понять, сколько времени он потратит на каждую задачу. Так несколько дней, пока не будут «оцифрованы» большинство дел, особенно проблемных, например, выполнение домашних заданий. Проверка предположений затрат времени на практике покажет, насколько развито у ребенка чувство времени, а также позволит лучше ориентироваться при планировании серьезных дел.
\
Критическое мышление можно развивать через разбор рекламных роликов. Просматривая их вместе с ребенком, обратите внимание, каким образом рекламодатели стремятся «зацепить» внимание зрителя, где привирают, а где – недоговаривают. Сначала подайте пример такого разбора, а потом пусть больше говорить ребенок.
Не торопите ребенка и себя!
Обучение учению – сложный и длительный процесс. А значит, родители должны понимать, что им тоже придется погрузиться в этот процесс: проводить с ребенком игры-тренировки, проверять, особенно в первое время, выполнение упражнений.
Главное – делать все необходимо осознанно и спокойно, с учетом личностных и возрастных особенностей ребенка. В противном случае вместо развития навыков ребенок и родители могут заработать себе нервное истощение.
Поддержка, выявление даже мельчайших успехов, совместная работа и повторение пройденного – ключ к удачному решению задачи самостоятельного и мотивированного обучения со стороны школьника в любом возрасте.
Читать по теме: Как развивать память детям и взрослым