Как эмоции влияют на восприятие знаний

Посмотрим правде в глаза – в первую очередь мы эмоциональные существа, во вторую – рациональные. Наши эмоции определяют реакцию на ситуации, выбор, на чем сосредоточить внимание. Радость и воодушевление, тоска и страх существенно влияют на когнитивные функции, включая навыки принятия решений и креативность.

Что такое эмоции?

Эмоции – это физиологические состояния, которые человек испытывает при воздействии различных стимулов. Каждое эмоциональное состояние вызывает удовольствие или неудовольствие. Некоторые реакции могут быть общими для всех: новость о крупном выигрыше способна вызвать положительные чувства, а смерть ребенка – глубокую печаль.

Психолог Р. Плутчик определил восемь универсальных эмоций: грусть, гнев, страх, удивление, радость, отвращение, доверие и предвкушение. Каждую эмоцию можно классифицировать как негативную или позитивную, в зависимости от того, доставляет она удовольствие или нет.

Из основных эмоций проистекают чувства. Печаль, страх, отвращение и гнев считаются негативными, человек не чувствует удовлетворения, когда испытывает их. Радость и доверие всегда положительны, а удивление и предвкушение зависят от ситуации. Например, большинство людей испытывают приятное удивление при получении неожиданной премии и отрицательное – при испуге перед прыжком.

Что такое эмоции?

Как эмоции влияют на обучение

Вот несколько примеров того, как положительные и отрицательные эмоции влияют на восприятие знаний.

  • Разочарование возникает, когда результат, на который надеялся человек, не наступает. Терпимость к разочарованию субъективна. Кто-то зацикливается на ситуации, в то время как другой видит нужный импульс и двигается дальше. Разочарование может трансформироваться в страх неудачи или стимулировать обучение сдержанности и скрытности.
  • Частая эмоция – стыд в социальных взаимодействиях. Многим знакомо волнение и неловкость после нечаянно нанесенной людям обиды. Эти чувства могут заставить научиться корректировать свои действия, сдерживаться или вообще избегать социальных взаимодействий.
  • Боязнь публичных выступлений вызывает смущение и волнение. Чтобы избежать повторения негативного опыта, можно заставить себя практиковаться в публичных презентациях или пройти курсы ораторского мастерства.
  • Чувство удивления, благоговения или возбуждения от чего-то нового выступает важной частью запоминания материала. Неожиданная информация сохраняется в долговременной памяти лучше, чем привычные вещи. Если человека познакомить с новыми членами команды с помощью увлекательной игры, он лучше запомнит факты и имена, потому что ответы были необычными.
  • При столкновении с конфликтом люди испытывают эмоциональное разочарование. Одна из тактик – избегание – заключается в том, чтобы держаться подальше от проблем. Но рациональнее будет попытаться освоить методы ведения переговоров, чтобы разрешить неприятную ситуацию и вернуться в зону комфорта.
  • Такие гормоны, как серотонин и дофамин, вызывают чувство счастья. Они влияют на способность мозга обрабатывать и связывать информацию. Когда человек быстрее расшифровывает материал, повышается уровень успеваемости. То есть, что чем человек счастливее, тем лучше он овладевает знаниями.

Четыре способа использовать эмоции для восприятия знаний

  1. Развивайте лидерские качества. Чтобы преуспеть в конфронтационных ситуациях, таких как увольнение сотрудника, требуется сохранять спокойствие, контролировать разочарование или гнев. Практикуйтесь в регулировании эмоций и нивелировании рабочих проблем.
  2. Учитесь прерывать цепь негативных эмоций. Если задача вызывает разочарование или раздражение, используйте «метод переоценки». Сделайте паузу, выполните работу, которая вызывает счастье. Например, физическая активность освобождает разум от суетных мыслей и наполняет новыми идеями.
  3. Практикуйте позитивное мышление. Чем чаще негативные мысли заменяются положительными, тем сильнее укрепляется привычка создавать ментальный уклон в сторону удовлетворения и спокойствия. Это побуждает браться за новые задачи и извлекать уроки из своего опыта.
  4. Проявите благодарность. Чувство благодарности улучшает психическое благополучие. Эмоциональное самоуважение стимулирует узнавать новое, добиваться результатов, испытывать благодарность за возможность обучения.

Важно понимать, как эмоции влияют на восприятие и использовать эти знания для расширения горизонтов познания.

Читать по теме: Из чего состоит индивидуальный стиль трудовой деятельности?

1

Рекомендуем

Компании

Рекомендуем

Стажер в отдел ИТ контролей

Москва, Электрозаводская улица, 27с1А
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в отдел финансового аутсорсинга и консалтинга

Москва, улица Щипок, 9/26с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Программист-стажер

Москва ул. Воронцовская, д. 35Б, корп. 2
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер по развитию молодежного бренда работодателя

Москва, Волочаевская улица, 5к1
Оплачиваемая
Компания:  photo-2023-10-10-17-19-48
Срок подачи заявок

Стажер в отдел планирования рекламы

Москва, Ленинградский проспект, 15с1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Программист-стажер

Москва, улица Правды, 23
45000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер отдела маркетинга

Москва, улица Шаболовка, 31Г
Неоплачиваемая
Компания:  domeo
Срок подачи заявок

Ассистент отдела рекламы

Москва, Петровский б-р, 15 строение 1
80000 – 85000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер-маркетолог

Москва, Кржижановского, 16/3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в PR-отдел

Москва, Ленинградское шоссе, 39Ас3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок
Бетонщик

Бетонщик

Бетонщик – это квалифицированный рабочий, занимающийся подготовкой, заливкой и обработкой бетона и железобетона в строительных конструкциях, таких как фундаменты, стены, перекрытия и другие элементы.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

Студенческие стартапы
Студенческие стартапы: как идеи из университетских стен выходят в бизнес

Примеры успешных стартапов дают оптимистичный настрой тем, кто мечтает продвинуть свою идею. Тем, кто болеет за успех страны в инновационной международной гонке. Стартапы от талантливых студентов находят дорогу в российский бизнес и производство благодаря федеральным программам, грантам от частных фондов и предпринимателей.

Как развить цифровую эмпатию и улучшить взаимодействие в команде
Как развить цифровую эмпатию и улучшить взаимодействие в команде

Цифровая эмпатия (digital empathy) — это способность понимать и сопереживать чувствам и эмоциям других людей в онлайн-пространстве. Она включает в себя активное слушание, внимательное восприятие невербальных сигналов и умение интерпретировать контекст общения даже через экраны мониторов.

Как с помощью методик визуализации, реализовать свои карьерные устремления
Как с помощью методик визуализации реализовать свои карьерные устремления

Визуализация – это ментальная практика, которая позволяет совершенствовать навыки и достигать поставленных целей. Спортсмены, предприниматели, исполнители и другие профессионалы используют методы визуализации, чтобы представить достижение целей, воплощение желаемого образа мышления и поведения. Вот несколько основанных на исследованиях стратегий визуализации, которые помогут осознать и ускорить карьеру.

Как театральные практики помогают в обучении
Как театральные практики помогают в обучении

Театр в образовании выходит за рамки развлечения. Он способен создать творческую обстановку, которая меняет отношение, поведение и знания учащихся. Театр помогает сформировать целостную образовательную среду для эмоционального, интеллектуального, социального и физического развития учащихся.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны