Как эмоции влияют на восприятие знаний

Посмотрим правде в глаза – в первую очередь мы эмоциональные существа, во вторую – рациональные. Наши эмоции определяют реакцию на ситуации, выбор, на чем сосредоточить внимание. Радость и воодушевление, тоска и страх существенно влияют на когнитивные функции, включая навыки принятия решений и креативность.

Что такое эмоции?

Эмоции – это физиологические состояния, которые человек испытывает при воздействии различных стимулов. Каждое эмоциональное состояние вызывает удовольствие или неудовольствие. Некоторые реакции могут быть общими для всех: новость о крупном выигрыше способна вызвать положительные чувства, а смерть ребенка – глубокую печаль.

Психолог Р. Плутчик определил восемь универсальных эмоций: грусть, гнев, страх, удивление, радость, отвращение, доверие и предвкушение. Каждую эмоцию можно классифицировать как негативную или позитивную, в зависимости от того, доставляет она удовольствие или нет.

Из основных эмоций проистекают чувства. Печаль, страх, отвращение и гнев считаются негативными, человек не чувствует удовлетворения, когда испытывает их. Радость и доверие всегда положительны, а удивление и предвкушение зависят от ситуации. Например, большинство людей испытывают приятное удивление при получении неожиданной премии и отрицательное – при испуге перед прыжком.

Что такое эмоции?

Как эмоции влияют на обучение

Вот несколько примеров того, как положительные и отрицательные эмоции влияют на восприятие знаний.

  • Разочарование возникает, когда результат, на который надеялся человек, не наступает. Терпимость к разочарованию субъективна. Кто-то зацикливается на ситуации, в то время как другой видит нужный импульс и двигается дальше. Разочарование может трансформироваться в страх неудачи или стимулировать обучение сдержанности и скрытности.
  • Частая эмоция – стыд в социальных взаимодействиях. Многим знакомо волнение и неловкость после нечаянно нанесенной людям обиды. Эти чувства могут заставить научиться корректировать свои действия, сдерживаться или вообще избегать социальных взаимодействий.
  • Боязнь публичных выступлений вызывает смущение и волнение. Чтобы избежать повторения негативного опыта, можно заставить себя практиковаться в публичных презентациях или пройти курсы ораторского мастерства.
  • Чувство удивления, благоговения или возбуждения от чего-то нового выступает важной частью запоминания материала. Неожиданная информация сохраняется в долговременной памяти лучше, чем привычные вещи. Если человека познакомить с новыми членами команды с помощью увлекательной игры, он лучше запомнит факты и имена, потому что ответы были необычными.
  • При столкновении с конфликтом люди испытывают эмоциональное разочарование. Одна из тактик – избегание – заключается в том, чтобы держаться подальше от проблем. Но рациональнее будет попытаться освоить методы ведения переговоров, чтобы разрешить неприятную ситуацию и вернуться в зону комфорта.
  • Такие гормоны, как серотонин и дофамин, вызывают чувство счастья. Они влияют на способность мозга обрабатывать и связывать информацию. Когда человек быстрее расшифровывает материал, повышается уровень успеваемости. То есть, что чем человек счастливее, тем лучше он овладевает знаниями.

Четыре способа использовать эмоции для восприятия знаний

  1. Развивайте лидерские качества. Чтобы преуспеть в конфронтационных ситуациях, таких как увольнение сотрудника, требуется сохранять спокойствие, контролировать разочарование или гнев. Практикуйтесь в регулировании эмоций и нивелировании рабочих проблем.
  2. Учитесь прерывать цепь негативных эмоций. Если задача вызывает разочарование или раздражение, используйте «метод переоценки». Сделайте паузу, выполните работу, которая вызывает счастье. Например, физическая активность освобождает разум от суетных мыслей и наполняет новыми идеями.
  3. Практикуйте позитивное мышление. Чем чаще негативные мысли заменяются положительными, тем сильнее укрепляется привычка создавать ментальный уклон в сторону удовлетворения и спокойствия. Это побуждает браться за новые задачи и извлекать уроки из своего опыта.
  4. Проявите благодарность. Чувство благодарности улучшает психическое благополучие. Эмоциональное самоуважение стимулирует узнавать новое, добиваться результатов, испытывать благодарность за возможность обучения.

Важно понимать, как эмоции влияют на восприятие и использовать эти знания для расширения горизонтов познания.

Читать по теме: Из чего состоит индивидуальный стиль трудовой деятельности?

Рекомендуем

Риелтор Агентства недвижимости «Парад недвижимости»

Симферополь, ул. Зои Жильцовой, 15
70000 ₽
Срок подачи заявок

Повар-практикант в Кофемании

Готовы подобрать ресторан рядом с домом
Неоплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Фасовщик

Москва, Рязанский проспект, д.2, корп.2
43500 – 43500 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Кассир

Москва, Ходынский бульвар, д.4, ТЦ АвиаПарк
46800 – 46800 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Дизайнер

Москва, ул. Верхняя Красносельская, 3А
60000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Инженер IT

Москва, ул. Верхняя Красносельская, 3А
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Бухгалтер по расчету заработной платы

Москва, ул. Верхняя Красносельская, 3А
81900 – 81900 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Официант-стажер в Mriya Resort & SPA

Ялта, с. Оползневое, yл. Генерала Острякова, л. 9
40000 – 40000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Координатор социальных проектов в Mriya Resort & SPA

Ялта, с. Оползневое, yл. Генерала Острякова, л. 9
40000 – 40000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Садовник-стажер в Mriya Resort & SPA

Ялта, с. Оползневое, yл. Генерала Острякова, л. 9
40000 – 40000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок
Аэролог

Аэролог

Аэролог – это специалист, занимающийся изучением и анализом атмосферных процессов, а также их влиянием на окружающую среду и здоровье человека.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

Задай вопросы лучшим профориентологам страны