Посмотрим правде в глаза – в первую очередь мы эмоциональные существа, во вторую – рациональные. Наши эмоции определяют реакцию на ситуации, выбор, на чем сосредоточить внимание. Радость и воодушевление, тоска и страх существенно влияют на когнитивные функции, включая навыки принятия решений и креативность.
Что такое эмоции?
Эмоции – это физиологические состояния, которые человек испытывает при воздействии различных стимулов. Каждое эмоциональное состояние вызывает удовольствие или неудовольствие. Некоторые реакции могут быть общими для всех: новость о крупном выигрыше способна вызвать положительные чувства, а смерть ребенка – глубокую печаль.
Психолог Р. Плутчик определил восемь универсальных эмоций: грусть, гнев, страх, удивление, радость, отвращение, доверие и предвкушение. Каждую эмоцию можно классифицировать как негативную или позитивную, в зависимости от того, доставляет она удовольствие или нет.
Из основных эмоций проистекают чувства. Печаль, страх, отвращение и гнев считаются негативными, человек не чувствует удовлетворения, когда испытывает их. Радость и доверие всегда положительны, а удивление и предвкушение зависят от ситуации. Например, большинство людей испытывают приятное удивление при получении неожиданной премии и отрицательное – при испуге перед прыжком.
Как эмоции влияют на обучение
Вот несколько примеров того, как положительные и отрицательные эмоции влияют на восприятие знаний.
- Разочарование возникает, когда результат, на который надеялся человек, не наступает. Терпимость к разочарованию субъективна. Кто-то зацикливается на ситуации, в то время как другой видит нужный импульс и двигается дальше. Разочарование может трансформироваться в страх неудачи или стимулировать обучение сдержанности и скрытности.
- Частая эмоция – стыд в социальных взаимодействиях. Многим знакомо волнение и неловкость после нечаянно нанесенной людям обиды. Эти чувства могут заставить научиться корректировать свои действия, сдерживаться или вообще избегать социальных взаимодействий.
- Боязнь публичных выступлений вызывает смущение и волнение. Чтобы избежать повторения негативного опыта, можно заставить себя практиковаться в публичных презентациях или пройти курсы ораторского мастерства.
- Чувство удивления, благоговения или возбуждения от чего-то нового выступает важной частью запоминания материала. Неожиданная информация сохраняется в долговременной памяти лучше, чем привычные вещи. Если человека познакомить с новыми членами команды с помощью увлекательной игры, он лучше запомнит факты и имена, потому что ответы были необычными.
- При столкновении с конфликтом люди испытывают эмоциональное разочарование. Одна из тактик – избегание – заключается в том, чтобы держаться подальше от проблем. Но рациональнее будет попытаться освоить методы ведения переговоров, чтобы разрешить неприятную ситуацию и вернуться в зону комфорта.
- Такие гормоны, как серотонин и дофамин, вызывают чувство счастья. Они влияют на способность мозга обрабатывать и связывать информацию. Когда человек быстрее расшифровывает материал, повышается уровень успеваемости. То есть, что чем человек счастливее, тем лучше он овладевает знаниями.
Четыре способа использовать эмоции для восприятия знаний
- Развивайте лидерские качества. Чтобы преуспеть в конфронтационных ситуациях, таких как увольнение сотрудника, требуется сохранять спокойствие, контролировать разочарование или гнев. Практикуйтесь в регулировании эмоций и нивелировании рабочих проблем.
- Учитесь прерывать цепь негативных эмоций. Если задача вызывает разочарование или раздражение, используйте «метод переоценки». Сделайте паузу, выполните работу, которая вызывает счастье. Например, физическая активность освобождает разум от суетных мыслей и наполняет новыми идеями.
- Практикуйте позитивное мышление. Чем чаще негативные мысли заменяются положительными, тем сильнее укрепляется привычка создавать ментальный уклон в сторону удовлетворения и спокойствия. Это побуждает браться за новые задачи и извлекать уроки из своего опыта.
- Проявите благодарность. Чувство благодарности улучшает психическое благополучие. Эмоциональное самоуважение стимулирует узнавать новое, добиваться результатов, испытывать благодарность за возможность обучения.
Важно понимать, как эмоции влияют на восприятие и использовать эти знания для расширения горизонтов познания.
Читать по теме: Из чего состоит индивидуальный стиль трудовой деятельности?