Как эмоции влияют на восприятие знаний

Посмотрим правде в глаза – в первую очередь мы эмоциональные существа, во вторую – рациональные. Наши эмоции определяют реакцию на ситуации, выбор, на чем сосредоточить внимание. Радость и воодушевление, тоска и страх существенно влияют на когнитивные функции, включая навыки принятия решений и креативность.

Что такое эмоции?

Эмоции – это физиологические состояния, которые человек испытывает при воздействии различных стимулов. Каждое эмоциональное состояние вызывает удовольствие или неудовольствие. Некоторые реакции могут быть общими для всех: новость о крупном выигрыше способна вызвать положительные чувства, а смерть ребенка – глубокую печаль.

Психолог Р. Плутчик определил восемь универсальных эмоций: грусть, гнев, страх, удивление, радость, отвращение, доверие и предвкушение. Каждую эмоцию можно классифицировать как негативную или позитивную, в зависимости от того, доставляет она удовольствие или нет.

Из основных эмоций проистекают чувства. Печаль, страх, отвращение и гнев считаются негативными, человек не чувствует удовлетворения, когда испытывает их. Радость и доверие всегда положительны, а удивление и предвкушение зависят от ситуации. Например, большинство людей испытывают приятное удивление при получении неожиданной премии и отрицательное – при испуге перед прыжком.

Что такое эмоции?

Как эмоции влияют на обучение

Вот несколько примеров того, как положительные и отрицательные эмоции влияют на восприятие знаний.

  • Разочарование возникает, когда результат, на который надеялся человек, не наступает. Терпимость к разочарованию субъективна. Кто-то зацикливается на ситуации, в то время как другой видит нужный импульс и двигается дальше. Разочарование может трансформироваться в страх неудачи или стимулировать обучение сдержанности и скрытности.
  • Частая эмоция – стыд в социальных взаимодействиях. Многим знакомо волнение и неловкость после нечаянно нанесенной людям обиды. Эти чувства могут заставить научиться корректировать свои действия, сдерживаться или вообще избегать социальных взаимодействий.
  • Боязнь публичных выступлений вызывает смущение и волнение. Чтобы избежать повторения негативного опыта, можно заставить себя практиковаться в публичных презентациях или пройти курсы ораторского мастерства.
  • Чувство удивления, благоговения или возбуждения от чего-то нового выступает важной частью запоминания материала. Неожиданная информация сохраняется в долговременной памяти лучше, чем привычные вещи. Если человека познакомить с новыми членами команды с помощью увлекательной игры, он лучше запомнит факты и имена, потому что ответы были необычными.
  • При столкновении с конфликтом люди испытывают эмоциональное разочарование. Одна из тактик – избегание – заключается в том, чтобы держаться подальше от проблем. Но рациональнее будет попытаться освоить методы ведения переговоров, чтобы разрешить неприятную ситуацию и вернуться в зону комфорта.
  • Такие гормоны, как серотонин и дофамин, вызывают чувство счастья. Они влияют на способность мозга обрабатывать и связывать информацию. Когда человек быстрее расшифровывает материал, повышается уровень успеваемости. То есть, что чем человек счастливее, тем лучше он овладевает знаниями.

Четыре способа использовать эмоции для восприятия знаний

  1. Развивайте лидерские качества. Чтобы преуспеть в конфронтационных ситуациях, таких как увольнение сотрудника, требуется сохранять спокойствие, контролировать разочарование или гнев. Практикуйтесь в регулировании эмоций и нивелировании рабочих проблем.
  2. Учитесь прерывать цепь негативных эмоций. Если задача вызывает разочарование или раздражение, используйте «метод переоценки». Сделайте паузу, выполните работу, которая вызывает счастье. Например, физическая активность освобождает разум от суетных мыслей и наполняет новыми идеями.
  3. Практикуйте позитивное мышление. Чем чаще негативные мысли заменяются положительными, тем сильнее укрепляется привычка создавать ментальный уклон в сторону удовлетворения и спокойствия. Это побуждает браться за новые задачи и извлекать уроки из своего опыта.
  4. Проявите благодарность. Чувство благодарности улучшает психическое благополучие. Эмоциональное самоуважение стимулирует узнавать новое, добиваться результатов, испытывать благодарность за возможность обучения.

Важно понимать, как эмоции влияют на восприятие и использовать эти знания для расширения горизонтов познания.

Читать по теме: Из чего состоит индивидуальный стиль трудовой деятельности?

Рекомендуем

Компании

Рекомендуем

Стажер департамента социального проектирования и развития

Москва, Верейская улица, 29с34
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в команду HR

Москва, Ленинградское шоссе, 39Ас3
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер группы клиентского сервиса

Москва, Волочаевская улица, 5/1
Оплачиваемая
Компания:  photo-2023-10-10-17-19-48
Срок подачи заявок

Стажер (Развитие Бизнеса, Маркетинг)

Москва, Ленинский проспект, 111к1
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в группу международных проектов

Москва, улица Льва Толстого, 16
Оплачиваемая
Компания:  yandex-logo
Срок подачи заявок

Начинающий специалист по работе с документами

Москва, Ткацкая улица, 11
50000 – 50000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Ассистент HR-менеджера

Москва, Рязанский проспект, 8Ас14
50000 – 10000 ₽
Компания:  
Срок подачи заявок

Стажер в команду продвижения сетевых решений

Москва, Волочаевская улица, 5к1
Оплачиваемая
Компания:  photo-2023-10-10-17-19-48
Срок подачи заявок

Младший администратор 1С (стажер)

Москва, Летниковская улица, 10с2
Оплачиваемая
Компания:  
Срок подачи заявок

Технолог (стажер)

Старая Купавна, ул Кирова, д. 29
Оплачиваемая
Компания:  /src/Frontend/Files/MediaLibrary/01/507494.jpeg
Срок подачи заявок
Руководитель детского хореографического коллектива

Руководитель детского хореографического коллектива

Руководитель детского хореографического коллектива – специалист, который организует, планирует и проводит занятия по хореографии для детей, развивая их танцевальные навыки, творческое мышление и физическую подготовку.


Подробнее о профессии

Последнее в блоге

приемная кампания в колледжи
Как прошла приемная кампания в техникумах и колледжах в 2024 году?

15 августа завершилась приемная кампания в учреждения среднего профессионального образования. Итоговые данные для статистики будут сведены к концу года. Но общее представление можно составить из министерских докладов, отчетов руководителей техникумов. В топе специальностей в этом году оказались кондитеры, акушеры, мастера по ремонту автомобилей, IT-специалисты, технологи разных отраслей производства.

Как дизайн офиса влияет на производительность и креативность
Как дизайн офиса влияет на производительность и креативность

Благодаря продуманному сочетанию искусства, биофильных элементов, индивидуальных цветовых акцентов, разнообразных текстур, и индивидуальных решений для хранения офисы становятся не просто местами для работы. Они превращаются в центры вдохновения, продуктивности и инноваций.

Как эмоции влияют на восприятие знаний
Как эмоции влияют на восприятие знаний

Посмотрим правде в глаза – в первую очередь мы эмоциональные существа, во вторую – рациональные. Наши эмоции определяют реакцию на ситуации, выбор, на чем сосредоточить внимание. Радость и воодушевление, тоска и страх существенно влияют на когнитивные функции, включая навыки принятия решений и креативность.

Задай вопросы лучшим профориентологам страны