Традиционные методы профориентации, такие как тесты и консультации, не всегда эффективны. У подростков они могут вызывать скуку и незаинтересованность. Профориентологи, стремящиеся привлечь внимание молодежи, внедряют игровые элементы и методики в процесс обучения. Цифровые платформы и мобильные приложения знакомят школьников с профессиями будущего, помогают сформировать интересы, дают возможность попробовать себя в непривычной роли.
Геймификация для определения профессиональных склонностей
- Одна из популярных методик – интерактивные тесты с игровыми элементами. Специализированные карьерные платформы предлагают пользователям пройти тестирование в формате приключенческой игры. Участники выбирают персонажа и проводят его через различные уровни. Квест подразумевает ответы на вопросы о своих интересах, предпочтениях, хобби и мечтах. Алгоритм игры настроен так, что каждое решение влияет на дальнейшее развитие сюжета и открывает профессии, соответствующие выбранным характеристикам.
- Методики симуляции профессиональной деятельности позволяют участникам попробовать себя в различных ролях. Программы виртуальной и дополненной реальности предлагают пользователям выполнить задачи, характерные для разных профессий – от врача до повара. Можно не только оценить свои склонности, но и получить представление о реальных условиях труда в выбранной области.
- Квесты – еще один эффективный инструмент для определения профессиональных интересов. В ходе квеста участники решают задачи, связанные с разными видами деятельности. Например, квест «Профессия в действии» включает задания на логику, креативность и коммуникацию. Квесты могут проводиться как оффлайн, так и в онлайн-пространстве.
Геймификация при выборе профессии
- Ролевые игры дают возможность участникам попробовать себя в любой (или в почти любой) профессии через взаимодействие с другими участниками или персонажами. Используя компьютерные программы и мобильные приложения, профориентолог может организовать ролевые игры с уклоном в «профессии будущего» или в рабочие специальности. Старшеклассники выполняют задачи космобиологов, менеджеров, дизайнеров, инженеров.
- Турниры по профориентации включают командные соревнования, где участники решают практические кейсы из разных сфер деятельности. В ходе цифрового карьерного баттла командам предлагается разработать бизнес-план или решить задачу по оптимизации процессов в производственной компании. Такие мероприятия не только помогают выбрать профессию, но и развить критическое мышление и креативность.
- Виртуальные карьерные ярмарки – аналог оффлайн «ярмарок профессий» для старшеклассников. Только стенды, рекламные буклеты и консультации размещены в виртуальных комнатах. Это не мешает участникам взаимодействовать с представителями компаний и специалистами. Игровые платформы предлагают пользователям пройти через стенды компаний, поучаствовать в мини-играх, получить советы по выбору вуза или профессии.
Преимущества и недостатки геймификации в профориентации
Среди плюсов игровых методик очевидны следующие:
- повышение мотивации участников: процесс выбора профессии становится увлекательным и интерактивным;
- лучшее усвоение информации и развитие необходимых «мягких» навыков через практическое взаимодействие в онлайн-среде;
- создание безопасной среды для экспериментов, предоставление участникам возможности свободно исследовать собственные интересы без страха ошибиться.
У методик геймификации в рамках профориентации есть и недостатки:
- не все учащиеся воспринимают игровой формат с вдохновением, некоторые предпочитают традиционные методы;
- создание качественных материалов требует значительных временных и финансовых ресурсов;
- важно помнить, что геймификация не должна заменять традиционные методы профориентации, а служить их дополнением.
Геймификация в профориентации – это многообещающий подход к помощи молодежи в выборе профессии. Использование игровых элементов делает процесс привлекательным и эффективным, способствует развитию необходимых навыков, приводит к пониманию собственных профессиональных склонностей.
Читать по теме: Тренды в профессиях на 2025 – 2030 годы